Картограф - кто это и чем занимается, где учиться и работать? Факультет картографии и геоинформатики Специальность геоинформатика кем работать

Подготовка бакалавров осуществляется сразу по двум направлениям: картография и геоинформатика. В рамках программы изучаются такие дисциплины по географии, картографии и геоинформатике, как география почв, гидрология, землевладение, топография, создание баз пространственных данных и пр. Практические занятия проходят в специально оборудованных кабинетах с использованием новейшего оборудования.
Выпускники имеют высокую подготовку по своей специальности и могут создавать различные карты на основе имеющихся данных. Обычно они работают в госучреждениях или в частных компаниях, где занимаются разработкой спутниковых систем, а также созданием различных карт. Выпускники данного направления отличаются хорошим уровнем подготовки по математике и информатике, а потому отлично справляются с любыми задачами по своей специальности, связанными с вычислениями. Кроме того, они занимаются составлением оценочных карт, опираясь на информацию, полученную со спутников или от команды экспертов.

Что изучают

Аэрокосмическое зондирование и фотограмметрия | Биогеография | География | Гидрология | Землеведение | Картоведение | Математическая картография | Метеорология и климатология | Основы геоинформатики | Основы спутникового позиционирования

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • География - профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Все возможные вступительные экзамены можно условно разделить на две группы: обязательные и те, что по выбору вуза .
К первой группе относятся:

  • русский язык,
  • география.

Среди второй группы выделяют:

  • Математику;
  • Биологию;
  • Иностранный зык;
  • Информатику и ИКТ.

Вуз выбирает один из перечисленных непрофильных предметов.

Картами пользуются не только путешественники или туристы, а и географы, геологи, историки, археологи, специалисты народного хозяйства… Именно поэтому выпускники специальности «Картография и геоинформатика» так востребованы и, работая в частных компаниях, получают неплохую зарплату. Картографы и геоинформатики занимаются научно-исследовательской, проектно-производственной и педагогической деятельностью, которые как-либо связаны с геодезией, картографией, геоинформационным картографированием, аэрокосмическим зондированием поверхности Земли.

Сроки обучения

Они составляют от четырех до пяти лет и зависят от формы обучения.
Приверженцы дневной (или «очной») формы учатся четыре года, а те, кто выбрал одну из других форм - пять лет.

Описание специальности

Специалисты данной специальности чрезвычайно востребованы на рынке труда. Сфера их деятельности включает в себя составление географических карт и геоизображений, а также использование их в разных сферах деятельности. Выпускники умеют применять способы дистанционного зондирования планеты а также разнообразные технологии геоинформации для изучения окружающей среды.

Картограф-геоинформатик:

  • Собирает, систематизирует и обрабатывает пространственную информацию на разных масштабных уровнях: начиная локальным и заканчивая глобальным;
  • Создает тематические карты, серии карт или атласов;
  • Использует и развивает геоинформационные технологии и системы, средства телекоммуникации;
  • Формирует базы и банки цифровой картографической информации;
  • Внедряет компьютерные технологии в научные исследования и в хозяйственную практику;
  • Занимается картографической интерпретацией результатов различных исследований и наблюдений, а также данных статистических наблюдений.

Изучаемые дисциплины

Стоит отметить, что в ходе обучения будущие картографы-геоинформатики практически в совершенстве овладевают компьютерной техникой и современными электронными геодезическими приборами, теорией и методами картографии, геодезии и геоинформатики, особенностями эксплуатации геоинформационных систем. Данные навыки «присущи» второй части специальности - геоинформатике.

Что касается картографии, то тут изучается непосредственно картография, а также такие науки как топография и геодезические основы карт. Географический модуль включает в себя землеведение, географию почв, гидрологию и геоморфологию.

Студенты также изучают предметы физико-математического (математика, информатика, несколько разделов химии и географии, биология, экология, программирование и т.д.), гуманитарного (русский язык, история, иностранный язык и т.п.) и социально-экономического (культурология, философия, основы права, психология и педагогика, экономика, социология и т.д.) циклов.

Помимо того, в список обязательных дисциплин также включают:

  • Картоведение;
  • Аэрокосмические методы;
  • Картографическое черчение;
  • Фотограмметрию;
  • Геоинформационные системы;
  • Интернет-картографирование;
  • Полевое картографирование;
  • Топографию с основами геодезии;
  • Комплексный кадастр;
  • Проектирование и составление общих, природных и социально-экономических карт, а также атласов;
  • Математическую, космическую картографию;
  • Общую и инженерную геодезию;
  • Полевое картографирование;
  • Системы спутниковой навигации;
  • Цифровую картографию;
  • Компьютерный дизайн карт;
  • Технологию и организацию картпроизводства;
  • Издание карт;
  • Интернет и информационные ресурсы;
  • Web-картографирование;
  • Оценку земель;
  • Автоматизированные методы составления карт;
  • Физическую географию России, материков и океанов;
  • Социально-экономическую географию России и мира;
  • Геоинформационное программирование;
  • Компьютерный практикум.

Среди возможных факультативов также можно выделить астрономию, региональный картанализ, технологию карьеры, геоэкологию, охрану природы.

Практика

Студенты проходят такие виды учебной практики:

  • Тематическая;
  • Топографическая;
  • Производственная;
  • Физико- и экономико-географическая;
  • Геодезическая;
  • Картографическая;
  • Предквалификационная.

Обычно практикуются студенты в разнообразных картографических, аэрофотогеодезических или инженерно-геодезических организациях, в МВД и Министерстве обороны. Помимо того ваша практика также может проходить в организациях, которые занимаются строительной, архитектурно-проектной, транспортной, гидрометеорологической, лесной сферами деятельности. Иногда студенты готовятся к будущей работе в государственных учреждениях кадастра, НИИ, компаниях, которые занимаются созданием проблемно-ориентированных ГИС, школах, училищах, колледжах.

Приобретаемые навыки

Среди обязательных знаний выпускника можно выделить умение разбираться в полевых и камеральных методах создания карт, в базах данных; навыки проектирования новой цифровой картографической продукции и пользовательского интерфейса.

Помимо того, выпускники смогут:

  • Заниматься проектированием картографических произведений различных тематик;
  • Быть участниками работы по созданию картографических произведений на всех этапах: от авторского до редакторского;
  • Хорошо разбираться в организации и технологиях картографического производства, основах маркетинга в картографии;
  • Пользоваться принципами географической картографии, правилами картографической семиотики и языком карты для выполнения разнообразных задач;
  • Пользоваться способами обработки информации, полученной с помощью дистанционного зондирования Земли;
  • Пользоваться техническими параметрами аэрокосмических материалов различных типов;
  • Формировать и использовать разнообразные программы, базы; владеть и пользоваться методами поиска информации картографии в Интернете;
  • Хорошо разбираться в тенденциях развития и особенностях взаимодействия таких наук как картография, геоинформатика, дистанционное зондирование;
  • Создавать картографические произведения с помощью стандартных или самостоятельно разработанных программ;
  • Владеть технологией обработки результатов наблюдений или диагностики;
  • Уметь организовывать и проводить полевые картографические работы и географическое дешифрирование;
  • Заниматься наземной съемкой местности;
  • Определять координаты объекта в трехмерном земном пространстве;
  • Заниматься обработкой снимков нового типа;
  • Заниматься составлением, подготовкой к изданию и непосредственно изданием общегеографических и тематических карт, атласов как в «бумажном», так и в цифровом виде;
  • Быть преподавателем профильных дисциплин в школах и колледжах и т.п.

Профессия: где и кем работать?

Вы сможете либо продолжать обучение в (для дальнейшего поступления в и получения научной степени) или пойти работать. Выпускник специальности "Картография и геоинформатика" может рассматривать следующие должности:

  • Картограф;
  • Астрономогеодезист;
  • Младший научный сотрудник;
  • Топограф;
  • Геодезист;
  • Научный редактор или редактор карт;
  • Метеоролог;
  • Специалист по аэрофотосьемке;
  • Инженер;
  • Географ;
  • Инженер связи;
  • Картограф-составитель;
  • Аэрогеодезист.

Что касается места работы, то обычно выпускники работают на перечисленных выше должностях в аэрофотогеодезических предприятиях, картографических фабриках, НИИ, производственных компаниях, которые занимаются созданием карт и атласов, в центрах геоинформации для проектирования ГИС или цифровых карт.

"Картография и геоинформатика" - специальность высшего образования, квалификация - академический и прикладной бакалавр (05.03.03). Обзор специальности: экзамены, сроки обучения, изучаемые предметы, профессия: где и кем работать, отзывы и подходящие вузы.

Специалист, посвятивший свою жизнь созданию карт – человек науки, странник, с большим интересом изучающий мир вокруг. В своей деятельности он мастерски сочетает не одну предметную область, а его работа высоко ценится обществом. И именно об этом специалисте мы сегодня предлагаем поговорить.

Всегда имела большое значение для человечества. Сложно представить проведение урока географии без атласа или глобуса, а путешествие или поход без карты местности. Работа картографов также очень ярко продемонстрирована на популярных интернет ресурсах. Не меньший вклад они сделали и при создании навигационных систем, используемых в различных устройствах по всему миру.

Специалист, посвятивший свою жизнь созданию карт - человек науки, странник, с большим интересом изучающий мир вокруг. В своей деятельности он мастерски сочетает не одну предметную область, а его работа высоко ценится обществом. И именно об этом специалисте мы сегодня предлагаем поговорить.


Кто такой картограф?

Специалист, работающий над созданием разных видов карт (плоских, рельефных, объемных и т.д.), путем моделирования и отображения пространственного расположения объектов (Земли, небесных тел и т.д.). Название профессии состоит из нескольких греческих слов: χάρτης (chartes): в переводе - бумага из папируса, и γράφειν (grapho): обозначающее рисовать или писать.

Первые карты начали формировать еще в период возникновения письменности. Особую актуальность они приобрели, когда человечество начало осваивать новые земли. Именно поэтому картографы принимали участие практически во всех морских, сухопутных и военных экспедициях, а их роль невозможно было переоценить.

Над созданием схематического изображения поверхности земли в разные периоды работали многие выдающиеся люди: Клавдий Птолемей, Леонардо Да Винчи, Альбрехт Дюрер и др. Большое признание в этой области получил фламандский картограф Герхард Меркатор, в период жизни которого картография была выделена в отдельную науку. Меркатор также составил сборник из 107 карт с неизвестным на тот момент названием «атлас».

Профессия картографа не утратила своей актуальности и по сей день. Однако если до конца предыдущего столетия карты выпускались только в бумажном виде, то с распространением цифровых технологий они обрели электронный формат. Современные специалисты используют в работе различные технические средства и взаимодействуют с экспертами из других областей (в частности совместно с программистами создают электронные карты ).

Картография включает в себя теорию науки и практику (прикладную картографию). Соответственно, профессия имеет несколько направлений деятельности:

  • Картографы-теоретики - занимаются разработкой методов представления объемного рельефа на плоскости, развитием картографии в электронном формате и формированием тематических атласов и карт.
  • Картографы-практики - собирают данные о поверхности земли и других планетах, на основе которых они составляют и выпускают новые карты на цифровом или бумажном носителе.

Исходя из технического задания заказчика, картографы могут работать над созданием разных тематических карт :

  • исторических;
  • политических;
  • экономических;
  • военных;
  • климатических;
  • зоологических и т.д.

Поскольку такая работа требует специальных знаний о других науках, к процессу привлекаются эксперты-консультанты, которые помогают с решением ряда вопросов. Однако некоторые картографы за годы практики углубляют знания и получают более узкую специализацию по предметной области, которую они изучали.

В обязанности современных специалистов по созданию карт входит:

  • составление выборки первичных геодезических данных;
  • выявление размеров карт, сетки координат, диагоналей и трапеций;
  • выполнение топографической основы;
  • отображение схем, колонок, диаграмм и профилей согласно заказу клиента и исключение нетематической наполнительной нагрузки;
  • составление таблиц условных обозначений и подбор шрифтов;
  • своевременное внесение изменений в электронные карты;
  • использование геоинформационных систем (ГИС);
  • сбор и обработка данных, полученных в результате наземной съемки местности (этим занимаются ), аэросъемки и космической фотосъемки;
  • использование нивелира и теодолита для определения высоты и измерения расстояний, а также других специальных средств и компьютерных программ.


Какими личностными качествами должен обладать картограф?

К ряду обязательных личностных качеств картографов, необходимых для ведения успешной профессиональной деятельности, относят:

  • склонность к точным наукам,
  • аналитический склад ума,
  • внимательность.

Именно эти качества способствуют качественному выполнению работы и снижают вероятность ошибочного представления данных.

Создатели карт - методичные, ответственные и наблюдательные люди, способные длительное время концентрироваться на одной задаче. Они одновременно и мобильны и усидчивы. Составление графических схем предполагает наличие пространственного видения и хорошего глазомера.

Необходимость взаимодействия с другими специалистами обуславливает потребность в хороших коммуникативных навыках. Любознательность - еще одно качество, без которого сложно получить удовольствие от этого рода деятельности.

Большое значение имеет здоровье. Картографы-практики нередко выезжают на участок с целью визуального осмотра и детализации объектов и много времени проводят в полевых условиях, поэтому любые серьезные заболевания станут противопоказанием в профессии.

Преимущества профессии картограф

Для людей, выбравших картографию в качестве профессии, основным преимуществом является возможность участвовать в исследовании объектов и нанесении их на карты. Они проявляют высокий интерес к своим обязанностям и полностью погружаются в науку.

Многих картографов привлекает возможность принимать участие в различных экспедициях. Они видят в разъездном характере работы некоторую романтику и любят проводить время на природе.

Несмотря на то, что профессия картографа не пользуется большой популярностью в обществе, нельзя не отметить уровень ее востребованности. Опытные специалисты, регулярно совершенствующие свои навыки и знания, требуются во многих крупных компаниях: производственных структурах, выпускающих традиционные карты и атласы , правительственном ведомстве «Роскартография», IT-компаниях, СМИ, строительных фирмах, академических институтах и т.д.

Каждая организация может выдвигать определенные требования к картографам в зависимости от сферы деятельности, но трудоустройство в них обеспечит специалиста стабильным доходом в размере 20-80 тысяч рублей и постоянной занятостью.


Недостатки профессии картограф

Экспедиции и походы по маршрутам несут в себе не только романтику, но и предполагают повышенную опасность для жизни и здоровья. Картографы нередко работают в экстремальных условиях, в местах, где людей практически не бывает. Работа под открытым небом, отсутствие комфорта и высокая вероятность возникновения непредвиденных ситуаций может стать причиной заболевания. Кроме того, частые командировки исключают возможность планирования личной жизни.

Высокая востребованность профессии не дает никаких гарантий трудоустройства, что связано с высоким конкурсом в компаниях. Нередко открытых вакансий очень мало, и для получения хорошей должности специалистам приходится постоянно повышать квалификацию и самосовершенствоваться.

Где можно получить профессию картограф?

Для освоения профессии картографа необходимо иметь глубокие знания в таких предметных областях, как география, математика, информатика и др. Образование по этой специальности можно получить в специальных колледжах и техникумах. По окончанию среднего технического учреждения выпускнику присваивается квалификация техника-картографа. Лучшим среди множества учебных заведений считается Санкт-Петербургский техникум геодезии и картографии.

Географические факультеты ВУЗов также осуществляют подготовку картографов-теоретиков, а практические навыки можно получить на факультетах картографии и геоинформатики в технических университетах. В них программа обучения охватывает весь процесс формирования карт: от полевых работ до издания. К лучшим университетам по направлению "картография" относят:

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского;
  • Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева.

Источники изображений: uole-museum.ru, artchive.ru

Геоинформатика- наука,технология,производство 267

Подсистема вывода (выдачи) информации - комплекс устройств для визуализации обработанной информации в картографической форме. Это экраны (дисплеи), печатающие устройства (принте­ ры) различной конструкции, чертежные автоматы (плоттеры)

и др. С их помощью быстро выводят результаты картографирова­ния и варианты решений в той форме, которая удобна пользова­телю. Это могут быть не только карты, но и тексты, графики, трех­мерные модели, таблицы, однако если речь идет о пространствен­ной информации, то чаще всего она дается в картографической форме, наиболее привычной и легко обозримой.

Все подсистемы, входящие в автоматические картографичес­кие системы, входят также и в ГИС. В состав картографической ГИС производственного назначения включают еще и подсистему издания карт, которая позволяет изготовлять печатные формы и печатать тиражи карт. Если тираж небольшой, что обычно при выполнении научных исследований, то используют настольные картографические издательские системы.

ГИС, ориентированные на работу с аэрокосмической инфор­мацией, включают специализированную подсистему обработки изображений. В этом случае программное обеспечение позволяет выполнять различные операции со снимками: проводить их кор­рекцию, преобразование, улучшение, автоматическое распозна­вание и дешифрирование, классификацию и др.

Особую подсистему в высокоразвитых ГИС может составлять база знаний, т.е. совокупность формализованных знаний, логичес­ких правил и программных средств для решения задач определен­ного типа (например, для проведения границ или районирования территории). Базы знаний помогают диагностировать состояние геосистем, предлагать варианты решения проблемных ситуаций, давать прогноз развития. Можно считать, что в базах знаний реа­лизуются некоторые принципы функционирования искусственного интеллекта.

14.3. Геоинформатика - наука, технология, производство

В главе I уже было сказано, что геоинформатика существует в трех ипостасях как наука, техника и производство, и это доста­точно типичная ситуация в условиях научно-технического про­гресса, сближающего науку и производство. Это триединство яв-

ляется одним из факторов, сближающим картографию и геоин­форматику.

Геоинформатика как научная дисциплина изучает природные и социально-экономические геосистемы посредством компьютер­ного моделирования на основе баз данных и баз знаний.Вместе с картографией и другими науками о Земле геоинфор­матика исследует процессы и явления, происходящие в геосисте­мах, но пользуется для этого своими средствами и методами. Глав­ными из них являются компьютерное моделирование и геоинфор­мационное картографирование.

Основные цели геоинформатики как науки - это управление геосистемами в широком понимании, включая их инвентариза­цию, оценку, прогнозирование, оптимизацию и т.п. Для картог­рафии особенно важны заложенный в геоинформатике комплекс­ный подход к изучаемым явлениям и ее проблемная ориентация. В структуре геоинформатики различают такие разделы, как тео­рия геосистемного моделирования, методы пространственного ана­лиза и прикладная геоинформатика.

Но с другой стороны, геоинформатика -это технология сбо­ра, хранения, преобразования, отображения и распространения пространственно-координированных данных. ГИС-технологии обеспечивают анализ геоинформации и принятие решений.Наконец, геоинформатика как производство (геоинформацион­ная индустрия) - это изготовление аппаратуры, создание коммер­ческих программных продуктов и ГИС-оболочек, баз данных, сис­тем управления, компьютерных систем. К этой сфере примыкают формирование ГИС-инфраструктуры и организация маркетинга.

Картография и геоинформатика взаимодействуют по многим направлениям. Они объединены организационно, поскольку госу­дарственные картографические службы и частные фирмы занима­ются одновременно и геоинформационной деятельностью. Сфор­мировалось особое направление высшего геоинформационно-кар­тографического образования.

Единство двух отраслей науки и техники определяется следую­щими факторами:

♦ общегеографические и тематические карты - главный ис­точник пространственной информации о природе, хозяйстве, социальной сфере, экологической обстановке;

268 Глава XIV. Картография и геоинформатика

Геоинформационное картографирование 269

    системы координат и разграфка, принятые в картографии, служат основой для географической локализации всех дан­ных в ГИС;

    карты - основное средство интерпретации и организации данных дистанционного зондирования и любой другой ин­формации, поступающей, обрабатываемой и хранимой в ГИС;

    геоинформационные технологии, используемые для изуче­ния пространственно-временной структуры, связей и дина­мики геосистем, в основном опираются на методы картогра­фического анализа и математико-картографического моде­лирования;

    картографические изображения - самая целесообразная фор­ма представления геоинформации потребителям, а составле­ние карт - одна из основных функций ГИС.

Существуют разные точки зрения на взаимоотношения кар­тографии, геоинформатики и тесно сопряженного с ними дистан­ционного зондирования. Они отражены в четырех моделях, приве­денных на рис. 14.5.

а

ОДЗДГИС^!^)

Рис. 14.5. Модели соотношения картографии (К), дистанционного зонди­рования (ДЗ) и геоинформационных систем (ГИС). а - линейная модель; б - доминирование картографии; в - доминирование геоинформационных систем; г - модель тройного взаимодействия.

Линейная модель основана на представлении о том, что нача­лом всего является дистанционное зондирование, на него опира­ются геоинформатика и ГИС, и далее происходит выход на кар­тографию.

Другая схема называется моделью доминирования картографии. Согласно ей дистанционное зондирование и ГИС предстают как подсистемы, входящие в систему картографии.

Модель доминирования ГИС, напротив, представляет картогра­фию и дистанционное зондирование как подсистемы, входящие в геоинформатику и ГИС.

Наиболее реалистичной признается модель тройного взаимодей­ ствия, в которой ни одна из сфер не является доминирующей. Они перекрываются и тесно взаимодействуют между собой в процессе получения, обработки и анализа пространственной информации.

Специалист по составлению разного рода карт. Потребность в картографах существовала всегда. Ранее они присутствовали во времена освоения новых земель при морских и сухопутных экспедициях, в военных походах. В дальнейшем, наверное, с разделением выполняемых работ карты писали в камеральных условиях уже в основательной форме, а не в виде зарисовок. Требовались какие-то художественные качества от людей, овладевавших этим искусством. Не удивительно, что картографическими талантами и их реализацией обладали выдающиеся художники средних веков итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519), немецкий живописец, математик и геометр Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Отдельно стоит отметить основоположника равноугольных картографических проекций фламандского картографа Герхарда Меркатора (1512-1594), одна из его работ показана на рис.1. Его работы были отмечены римским императором Карлом V, который заказал глобус мира и топографические инструменты у знаменитого Меркатора. Этот фламандский картограф впервые применил научные подходы к построениям картографической продукции . Тем самым в его время картография стала формироваться как научная отрасль. Его сборник из 107 карт имел в названии неизвестное в то время, но всем знакомое в современном мире слово «атлас». И представьте себе, имел около 40 его изданий.

Рис.1. Карта мира 1569 год.

Очевидно, что кроме художественных наклонностей картографы средневековья, позволю себе такое словосочетание, обладали энциклопедическими знаниями, математическими способностями и мастерством гравировки.

Современные особенности профессии картографа

В настоящее время в век новых информационных технологий картографическое производство немного отличается от средневекового и даже советского периода.

В нашей стране по-прежнему остается большой спрос на бумажную картографическую продукцию, существует потребность соответственно и в электронных видах карт.

На бумажном носителе карты изготавливаются в картографических бюро и фабриках. В зависимости от тематики карт и технического задания к разработке карт привлекаются эксперты-консультанты от заказчика (экономисты, геологи, метеорологи и т.д.), Но основным специалистом по их составлению является картограф. Он осуществляет выборку исходных геодезических данных. Определяется с размерами карт (планов), диагоналями трапеций, сетками координат. Выполняет топографическую основу, именно оригинал. В соответствии с авторским макетом заказчика вычерчивает наполнительную нагрузку физических, геологических и любых других карт. Кроме этого на них отображаются сопоставимые тематике карт различные схемы, профили, диаграммы, колонки. Составляются таблицы условных обозначений, и подбираются шрифты. Картографы подготавливают к изданию различную по содержанию картографическую продукцию.

Кроме бумажного носителя карты составляются еще в электронном виде. Их преимуществом перед бумажными картами является возможность оперативного обновления и внесения изменений в их содержание. Стоит отметить, что при огромном наличии цифровых карт, особенно в мировой «паутине» (сети Интернет), появляются возможности использовать необходимую информацию для составления различного рода новых тематических карт.

Поэтому картограф должен быть исследователем, географом, математиком, проектировщиком, геодезистом и даже дизайнером. Он должен владеть геоинформационными системами. Работая совместно со специалистами IT-технологий (программистами) картографы могут овладеть навыками программирования.

Современный картограф в основном сейчас проводит рабочее время за компьютером. Он в отличие от топографа и геодезиста компьютерный практик. К нему уже на рабочий стол попадают данные полевых, воздушных или космических съемок, данные топографической информации от заказчиков или других компаний.

Обучение, востребованность, перспективы

Профессия картограф переместилась в цифровую сферу около десяти двадцати лет назад. Специалистами картографами становятся в основном выпускники высших и специальных учебных заведений с географическим, математическим, геодезическим, информационным профилем и соответствующими способностями.

Одними из ведущих Вузов страны при подготовке картографов считаются государственные учебные заведения такие как:

  • Московские университеты, один из них имени Михаила Васильевича Ломоносова и другой геодезии и картографии ;
  • Санкт-Петербургский, Астраханский, Удмуртский университеты и Мордовский имени Н.П.Огарева;
  • Иркутский технический университет;
  • Сибирская геодезическая академия.

Главное, что должно заинтересовать картографов на современном рынке труда это востребованность их профессии. Многие компании, их руководство, в различных отраслях понимают неотъемлемость в процессах производства визуализации результатов работ, применения ГИС -технологий и привлечения именно таких специалистов. А современный картограф, несомненно, таким и должен являться.

Следует отметить два направления развития картографии и соответственно возможности привлечения к ним новых специалистов картографов. Это потребительская картография , связанная с развитием, исследованием, получением новых тематических картографических продуктов коммерческого сегмента в мировом потребительском рынке навигационных карт-приложений и в коммуникационных сетях Интернета. Многие компании на российском сегменте рынка web-картографии конкурируют между собой. К наиболее известным из них стоит отнести ЗАО «ЦНТ», «Навиком», «Геоцентр-Консалтинг», «Сидиком навигация», «ГИС -технологии», и «Tele atlas».

Другим направлением применения картографического предложения и способностей служит сектор государственных услуг, крупных компаний материального производства и осваивания естественных ресурсов страны. Можно говорить о всевозможных тематических направлениях применения сил и профессионализма картографов в любой отрасли:

  • картографического отображения экологических и дорожных проблем страны;
  • в сфере разработки месторождений полезных ископаемых, как открытым, так и подземным способом; на любом горнодобывающем предприятии необходимы специалисты картографы нового поколения;
  • в геологической разведке природных ресурсов, кадастровом учете земельных ресурсов, обновления новых и оцифровка старых картографических фондов городов и районов;
  • этот список можно продолжать очень долго, главное чтобы на реализацию всего этого востребованного экономикой страны направления хватало понимания о необходимости его развития в государственном масштабе и в отдельных небольших компаниях с соответствующей поддержкой финансирования.

Безусловно, для того чтобы стать востребованным на рынке труда и попасть на хорошо оплачиваемую работу веб-картографу необходимо быть конкурентно способным. Для трудоустройства на работу можно использовать все возможные варианты, в том числе и размещения своего резюме на популярных веб-сайтах с просмотром вакансий по специальности ГИС -технологий. Такая фраза, как спрос рождает предложение, должна придавать оптимистический настрой специалистам картографам нового поколения XXI кибернетического века ввиду очевидных тенденций развития спроса на картографический цифровой продукт.