Как сделать самому дроби из разноцветных кружков. Дроби Никитиных. Рамки и вкладыши

Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых детей Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины. Этой выдающейся семье принадлежит и разработка уникальной методики раннего развития. В ее основе лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя. Ведь, по словам, Б.П. Никитина, «игру принято называть основным видом деятельности ребенка».

Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду: игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку – умеренными. Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать – и он найдет решение в два счета!

Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения.

Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий. К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе (и даже после нее).

Большинство игр Никитина – это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, ваш малыш создаст бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки. Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки.

Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков. Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена, ребенок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели.

Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок»: «Сложи квадрат» и «Дроби». Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат.

Еще в недалеком прошлом родители мастерили все эти пособия своими руками. Автор и сам делает акцент на том, что это возможно, в своей книге «Интеллектуальные игры». Однако зачем тратить время, если вы можете купить игры Никитина по весьма привлекательным ценам в интернет-магазине «Умная игрушка»!

Уникальное развивающее игровое пособие, разработанное педагогами Никитиными, во главу угла ставившими не развитие исполнительских навыков, а обучение самостоятельно мыслить, придумывать, творить. Ребенок выполняет четко поставленную задачу, самостоятельно выбирая путь, которым нужно ее решить.
Одна из лучших математических игр, закрепляющая формирующиеся у ребенка понятие о дроби как части целого. Игра состоит из трех матриц, в каждую из которых вкладываются круги разного цвета: целый и разделенный на 2 - 6 равных частей. В игре с разноцветными кругами при помощи тактильных ощущений закладывается база для усвоения сложного математического материала (дробные числа, отношения и зависимости при делении целого предмета на части), развивается способность к синтезу и анализу, логическое мышление.

Собирая круги не в рамках, а на плоскости, ребенок развивает аккуратность и усидчивость, улучшает мелкую моторику.

Задания разработаны так, что ребенок сам выбирает необходимый ему уровень сложности, развивая свои творческие способности исподволь.

К игре можно приступать, рассортировав имеющиеся части по цветам: перевернув их на лицевую, цветную сторону, ребенок должен сообразить, как из них составить круг. В процессе идет знакомство с соотношением части и целого, формой, цветом и размером.

В набор входит круг-образец. Сначала покажите ребенку целый круг, потом достаньте второй - "разломанный" напополам. Предложите малышу снова сделать его целым, потом закрепите материал, попросив его назвать круглые и полукруглые предметы - дома или на улице. Начинать игру стоит с первых четырех кругов, постепенно добавляя к ним более сложные и на основе деталей от разных кругов знакомя малыша с понятиями "одинаковый"-"разный", "большой"-"маленький". Постепенно переходите от этих понятий ко вполне математическим "больше"-"меньше", "ровно".

Малышей от трех лет можно начать знакомить с составом числа: если перевернуть круги вверх нецветной стороной, он сам увидит, что два - это один и один, а пять - три и два или четыре и один. Постепенно вводите запись, вводя ребенка в мир математических знаков, простейших примеров на сложение и вычитание и неравенств.

Когда этот материал будет усвоен, можно переходить к дробям: расскажите, как называются части целого (одна третья, одна пятая), просите дать вам ту или иную часть круга. Чтобы облегчить объяснение, переворачивайте детали нецветной стороной: "Посмотри, три кусочка из пяти не закрашены. Теперь давай посчитаем, сколько закрашено и назовем их правильным именем".

Игра позволяет освоить не только дроби, но и познакомить с понятием угла и его разновидностями (прямой, тупой, острый, развернутый), узнать, что такое градусная мера, а также, используя пары одинаковых частей, освоить симметрию и выкладывать многоцветные симметричные композиции.

Описание

«Дроби» Никитина - это одна из лучших математических игр, закрепляющая у ребенка понятие о дроби как части целого. Набор 1-ой категории (эконом) состоит из трех матриц, в каждую из которых вкладываются круги разного цвета: целый и разделенный на 2-6 равных частей.

В игре с разноцветными кругами при помощи тактильных ощущений закладывается база для усвоения сложного математического материала (дробные числа, отношения и зависимости при делении целого предмета на части), развивается способность к синтезу и анализу, логическое мышление.

Собирая круги не в рамках, а на плоскости, ребенок развивает аккуратность и усидчивость, улучшает мелкую моторику рук.

Задания разработаны так, что ребенок сам выбирает необходимый ему уровень сложности, развивая свои творческие способности исподволь.

Это уникальное развивающее игровое пособие разработано педагогами Никитиными, которые во главу угла ставили не развитие исполнительских навыков, а обучение самостоятельно мыслить, придумывать, творить. Ребенок выполняет четко поставленную задачу и при этом самостоятельно выбирает путь, которым нужно ее решать.

К игре можно приступать, вынув имеющиеся части из рамок и рассортировав их по цветам. Перевернув детали на лицевую, цветную сторону, ребенок должен сообразить, как из них составить круг. В процессе игры идет знакомство с соотношением части и целого, формой, цветом, размером.

В набор входит круг-образец (целый). Сначала покажите ребенку целый круг, потом достаньте второй – «разломанный» пополам, и предложите малышу снова сделать его целым. Потом закрепите материал, попросив его назвать круглые и полукруглые предметы – в доме или на улице. Начинать игру стоит с первых четырех кругов, постепенно добавляя к ним более сложные и на основе деталей от разных кругов знакомя малыша с понятиями «одинаковые/разные», «большой/маленький». Постепенно переходите от этих понятий ко вполне математическим «больше/меньше», «равно».

Малышей от трех лет можно начать знакомить с составом числа: если перевернуть круги вверх неокрашенной стороной, он сам увидит, что два – это один и один, а пять – три и два или четыре и один. Постепенно вводите запись, знакомя ребенка с математическими знаками, простейшими примерами на сложение и вычитание, неравенствами.

Когда этот материал будет усвоен, можно переходить к дробям: расскажите, как называются части целого (одна третья, одна пятая), попросите дать вам ту или иную часть круга. Чтобы облегчить объяснение, переворачивайте детали неокрашенной стороной. «Посмотри, три кусочка из пяти не закрашены. Теперь давай посчитаем, сколько закрашено, и назовем их правильным именем».

Игра позволяет освоить не только дроби, но и познакомить ребенка с понятием угла, его разновидностями (прямой, тупой, острый, развернутый) и такое градусной мерой. А используя пары одинаковых частей, юный математик освоит симметрию и сможет выкладывать многоцветные симметричные композиции.

Теперь у вашего ребенка еще больше возможностей изучать математику, играя!

Игра «Дроби» была разработана педагогами Борисом и Еленой Никитиными и стала частью созданной ими системы развития. Игра представляет собой комплект из шести дощечек-матриц, в каждой из которых вырезано по два разноцветных круга. Один круг оставлен целым, а все остальные разрезаны на разное количество одинаковых частей (от двух до двенадцати). Игра позволяет решать множество задач, благодаря которым ребенок усваивает принцип деления целого на дроби. Игра рассчитана на детей в возрасте от трех до восьми лет.

Как поддерживать у ребенка интерес к игре?

Если у малыша не получается какое-то задание, можно применять «метод ледокола»: временно отложить задачу, и вернуться к ней через некоторое время – как правило, после перерыва ребенок гораздо легче с ней справляется. Можно ненадолго отвлечься от игры, и заняться, например, рисованием: обвести круги и их части карандашом на бумаге, а затем дорисовывать так, чтобы получались забавные фигурки. Коробка с игрой должны лежать на виду, но вне досягаемости: такая маленькая хитрость также способствует поддержанию интереса.

Как играть в игру «Дроби»?

Самый простой вариант игры предполагает цветовую сортировку. Разноцветные части всех кругов высыпаются на стол вперемешку, ребенок находит части одного цвета и раскладывает их по кучкам. После этого из каждой кучки деталей ребенок собирает круг и укладывает его в рамку. Когда малыш хорошо усвоит этот навык, задания можно усложнять: собирать круги из одной половинки и двух четвертей, из четвертушек, из деталей только определенных цветов и так далее.

Для чего нужна эта игра?

Сравнивая между собой разные части целого, малыш усваивает понятия «больше» и «меньше». Кроме того, впоследствии ему легче будет понять принципы деления и умножения. В детей знакомят с дробями в пятом классе – однако, по мнению создателей игры «Дроби», ребенок еще до школы способен понять, чем часть отличается от целого и как они соотносятся между собой.

Описание игры

Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит и половину яблока или даже четвертушку, дает откусить или отламывает половину конфеты, печенья, сухарика. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт.

Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях, хотя школа отодвигает почему-то их усвоение на 5–6 лет – к 3–4-му классу.

Как сделатьигру

Для игры надо найти или вырезать из картона, пластика, фанеры или подобных материалов 12 одинаковых кружков диаметром примерно

200 мм, толщиною 1–2 мм. Кружки окрасить с одной стороны в 12 разных цветов, чтобы они легко различались. Краски берите технические – нитрокраски или масляные. Можно, конечно, ограничиться и оклейкой кружков цветной бумагой, но тогда они быстро изнашиваются.

Каждый кружок точно разметить и разделить на равные части:

1-й кружок остается целым;

2-й кружок делится на 2 части по диаметру;

3-й – на 3 части по радиусам;

4-й – на 4 части и т. д. до 12 частей, как показано на рис. 55.

На обратной стороне целого кружка напишите крупно цифру 1, а на частях соответственно 1/2, 1/3, 1/4 и т.д. до 1/12.

Для укладки дробей нужна прочная квадратная коробка с крышкой, куда бы помещались все дроби, уложенные в целые кружки, вроде показанной на рис. 54. Такую коробку нетрудно согнуть из тонкой жести умелому папе. Проследите только, чтобы крышку ребенок мог открывать сам.

Рис. 54

Рис. 55

Как играть

Как и в других играх, это зависит от возраста и уровня развития ребенка, т. е. его сил, умения считать, сообразительности. Если малыш не видел, как вы изготавливали игру, то покажите ему закрытую коробку и, конечно, заинтригуйте его вопросами: “Что там спрятано в коробке?” и “Сумеешь ли ты ее открыть?” Можно даже потрясти ее и послушать, что в ней там шумит.

Хорошо, если малыш сумел сам обнаружить, что здесь крышка откроется не так, как у картонных коробок, а сдвигается в сторону, как в школьном пенале. Если же вам пришлось помогать и показывать, как надо открывать крышку, – значит, ребенок не приобрел что-то важное, вы не позволили сделать ему одно микрооткрытие.

В этой игре нет такого четкого чередования заданий, как в других играх; и каждый раз все 78 частей надо высыпать из коробки на стол или на пол, а потом, в конце, снова укладывать их кружками в коробку. Поэтому задача № 1 для малыша будет складываться из нескольких частей:

а) открыть крышку коробки;

б) высыпать все дроби на стол или на пол;

в) перевернуть их окрашенной стороной вверх, так как при высыпании их из коробки многие могут упасть тыльной стороной кверху; г) разложить дроби кучками так, чтобы собрать вместе одинаково окрашенные (подобно задаче в “Сложи квадрат”);

д) сложить из каждой кучки кружок одного цвета;

е) уложить после игры дроби в коробку и закрыть крышку.

В первом задании кружки можно складывать в каком угодно порядке, важно, чтобы выходил кружок, а части плотно прилегали друг к другу.

Если старшие чувствуют, что 78 частей сразу – это слишком много и малыш не справится с укладкой всех, тогда уложить в коробку надо лишь несколько первых, например 1–5-й, где только 15 кусочков, а в следующие дни постепенно увеличивать их число.

Задача № 2. Как называются части кружков?

Для маленьких эта задача может растянуться на дни, недели и даже месяцы. И не надо ее форсировать, только обрадуйтесь, если какие-то он назовет сразу: “розовая половинка” или “оранжевая четвертушка”.

Названия частям давайте не только свои, семейные, бытовые, но и математически правильные: “одна вторая”, “одна треть”, “одна четверть”, “одна пятая” и т. д.

Задача № 3. Уложите в ряд по одной части всех цветов: а) по порядку : первой положите самую большую часть, затем поменьше и меньше, и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих; б) уложите рядом такие же части, но стопкой.

Внизуположитесамуюбольшую,авверху–самуюмаленькую. Складывать, чтобы стопка была красивой (например, “лесенка” или “ступеньки” с одной стороны, с двух сторон и т.п.).

Задача № 4. Какая часть больше : одна пятая или одна четвертая? как это проверить? (Наложить меньшую на большую.)

Задачи, какая часть больше или меньше, можно давать самые разные и до тех пор, пока вам не станет ясно, что малыш схватил принцип определения: “чем на большее число частей делится круг, тем меньше части”.

Как записать, что 1/4 больше 1/5 математически? (1/4 > 1/5). Как записать, что 1/5 меньше 1/4 математически? (1/5 < 1/4).

Задача № 5. Сколько четвертых частей помещается на одной половине? Сколько шестых, восьмых, десятых, двенадцатых частей?

Во сколько раз одна вторая больше четвертой, шестой, восьмой, десятой, двенадцатой?

Задача № 6. Какие части и сколько их поместится точно на одной трети (шестых, девятых, двенадцатых)?

Во сколько раз шестая (девятая, двенадцатая) меньше одной трети?

Задача № 7. Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный, трехцветный, четырехцветный)?

Какие части для этого надо взять?

Задача № 8. Сколько целых разноцветных кругов можно сложить из игры “Дроби”? (Каково наибольшее их число?)

Задача № 9. Можно ли сложить 12 разноцветных кругов из всех 78 частей?

Придумайте новые задачи из игры “Дроби”.