Настольно печатные игры средняя. Перспективный план настольно-печатных игр в средней группе. Определи, когда это бывает

Игра «Найди пару»

Дидактическая задача. Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Ход игры : детям предлагается найти к каждой рукавичке пару – точно такую же.

Игра «Собери поезд»

Цель: расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт»,

совершенствовать навыки порядкового счета, развивать зрительное восприятие и внимание, развивать навык группировки предметов по цвету, воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения.

Ход игры: детям предлагается собрать поезд, в котором все детали будут одного цвета. После этого нужно сосчитать количество вагонов у каждого поезда.

ИГРА «Продолжи узор»

Цель: Учить детей продолжать заданный узор, подбирая и чередуя карточки с теми же элементами узора, развивать внимание, мышление, закреплять знания о геометрических фигурах.

Ход игры: дети получают полоску картона с начатым узором, состоящим из различных геометрических фигур, нужно выложить узор на полоске картона до конца.

Игра «Зонтик»

Задачи: закрепление и обобщение знаний детей о цвете, форме и размере предметов, развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости и дружеских взаимоотношений.

Ход игры: Детям предлагается поставит заплатки на зонтик так, чтобы он снова стал красивым.

Игра «Домики»

Цель: закрепление знаний о цвете, форме и размере предметов, развитие мелкой моторики, внимания, мышления.

Ход игры: детям предлагается собрать домики целиком, вставляя в окошечки фигуры, подходящие по цвету, размеру и форме.

Игра – шнуровка «Соедини фигуры»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о геометрических фигурах, о цвете.

Ход игры: детям предлагается найти одинаковые по форме, но разные по цвету фигуры, назвать их, определить цвет и с помощью шнурка соединить в пару.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Цель: развивать связную монологическую речь у детей.

1. упражнять детей в рассматривании и описании отдельных сюжетных картинок с последовательным действием, а затем составлении целостного рассказа по ним под руководством воспитателя;
2. закреплять умение детей согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.
3. учить детей предполагать, что было раньше, а, что будет после относительно данного сюжета;
4. воспитывать умение выслушивать других и дополнять услышанный рассказ; помочь усвоить некоторые правила поведения.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

Игра «Цветы на клумбах».

Цель

: разноцветный картон, ножницы.

Описание : воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи.

Цель : развивать внимание, логическое мышление.

Описание : воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Игра «Я загадала...».

Цель:

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

Этот предмет летает? (Да.)

У него есть крылья? (Да.)

Он высоко летает? (Да.)

Он одушевленный? (Нет.)

Он сделан из пластмассы? (Нет.)

Из железа? (Да.)

У него есть пропеллер? (Да.)

Это вертолет? (Да.)

Игра «Выбери нужное».

Цель : развивать логическое мышление.

Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:

У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

Эту игру можно продолжить.

Игра «Я беру с собой в дорогу».

Цель : развивать логическое мышление.

картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание : выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание : ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Игра «Расселили птиц».

Цель : развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Ассоциации».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия : мячик для пинг-понга.

Описание : воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Игры на развитие речи у дошкольников подготовительной группы

Игра «Составьте предложение».

Цель : развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.

Описание: предложить ребенку составить предложение из слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: «берег, дом, белый». Предложения могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончание.

Игра «Противоположности».

Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.

Игровой материал и наглядные пособия : фишки.

Описание : предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары - имена существительные; затем - прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - открыть, высоко - низко).

Игра «Хорошо и плохо».

Цель : развивать монологическую речь.

Описание : предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед - это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, - это плохо. Или сказка «Кот в сапогах»: помочь своему хозяину - это хорошо, но для этого он всех обманывал - это плохо.

Игра «Противоречия».

Цель : развивать умение подбирать слова, противоположные по значению.

Описание: предложить ребенку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга - темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг - горячий и холодный и т. п. Прочитать стихотворение:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка - далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыпленок - тем, что очень

Велико и тяжело.

А котенку все равно:

Кислое, зачем оно?

«Что вы! - шепчет червячок. -

Сладкий у него бочок».

Г. Сапгир

Обсудить стихотворение. Обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.

Игра «Кто ушел?».

Цель: научить употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Игровой материал и наглядные пособия: стулья.

Описание : дети-зрители сидят на стульях. Перед ними, сбоку, ставятся 4 стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый, напротив. Воспитатель предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. Воспитатель произносит: «(Имя ребенка), посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если ребенок угадывает, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а воспитатель вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.

Игра «Как мы одеваемся?».

Цель : учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

Игровой материал и наглядные пособия: предметы детской одежды.

Описание : каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...»

Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

Игра «Кто скорее перенесет предметы?».

Цель: закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе винительного падежа.

Игровой материал и наглядные пособия : детская посуда и мебель.

Описание: играющие дети садятся на стульчики, напротив них два стула, на которые кладут 5-6 предметов разной категории, например: детскую посуду (чашку, блюдце, чайник), детскую мебель (кроватку, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из разных команд становятся около стульев и по команде: «Раз, два, три - посуду бери!» - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей.

Образец речи : «Я перенес чайник (чашку, блюдце)».

Игра «Один - одна — одно».

Цель: научить различать род имен существительных.

Игровой материал и наглядные пособия : в коробке перемешаны мелкие предметы (картинки):

Мужской род

карандаш

Средний род

полотенце

Женский род

кастрюля

Описание: дети по очереди достают из коробки предметы, называя их: «Это карандаш». Педагог задает вопрос: «Сколько?» Ребенок отвечает: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку, в конце игры подсчитывает количество картинок у каждого ребенка и выявляет победителя.

Игра «Угадай, что это?».

Цель: учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями.

Игровой материал и наглядные пособия : натуральные фрукты (муляжи).

Описание: воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме или определить его твердость.

Образец речи детей: «Это - яблоко. Оно круглое (твердое)».

Игра «А ты что любишь?».

Цель : учить спрягать глаголы.

Игровой материал и наглядные пособия : предметные картинки на любую тему.

Описание : один ребенок выбирает картинку (например с изображением вишен), показывает ее и, обращаясь к другому ребенку, произносит: «Я люблю вишню. А ты что любишь?» В свою очередь второй ребенок берет картинку (к примеру, с изображением слив) и, обращаясь к третьему ребенку, произносит: «Я люблю сливу. А ты что любишь?»

При повторном проведении игры можно поменять тематику картинок.

Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

Игра «Где наш дом?».

Цель:

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

Описание : ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.

Игра «Построим пирамиду».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше - четыре квадрата, затем - три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки - сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).

Описание : воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.

Игра «Стол находок».

Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

Игровой материал и наглядные пособия : предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.

Описание : воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.

Игра «Как их зовут?».

Цель : развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

Описание : воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.

Играют две команды - девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая - имя мальчика.

Выигрывает та команда, которая первой составила имя.

Примерный материал : лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

Игра «Рассыпанные буквы».

Цель : развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.

Игровой материал и наглядные пособия : разрезная азбука по количеству детей.

Описание : воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.

Игровой материал и наглядные пособия : три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками - графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображениями животных и их названий.

Описание : воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.

Описание : воспитатель произносит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове «окно» (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Игра «Зашифрованная азбука».

Цель : закреплять знание алфавита и его практическое применение.

Описание : воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:

А О К Т С И Н Л Д М

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в «разведчиков», посылая друг другу зашифрованные письма.

Игра «Помоги Буратино».

Цель: закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.

Игровой материал и наглядные пособия: две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.

Описание : к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую - с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно. Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот. Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.

Игра «Разведчики».

Цель : развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.

Описание : воспитатель показывает еще один способ шифра - по первым буквам строк:

Ящерица живет в пустыне.

Животные могут быть дикими и домашними.

Декабрь - зимний месяц.

Утром мы завтракаем.

Темная туча заслонила солнце.

Если снег растаял, значит, наступила весна.

Бревно - это спиленное дерево.

Ягода малина созревает летом.

Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.

Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду

Игра «Наседка и цыплята».

Цели : закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.

Описание : па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети - «цыплята», один ребенок - «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

Говорят, на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка...

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

Цыплята есть хотят.

Мы накормить должны цыплят.

«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз - созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) - его цыплята накормлены.

Игра «Числовые домики».

Цель: закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.

Игровой материал и наглядные пособия: силуэты домиков с надписями на крыше одного из домиков от 3 до 10; набор карточек с числами.

Описание : играющим раздаются домики, ребенок рассматривает карточки с числами. Попросить ребенка назвать цифры и выложить их по порядку. Положить перед ребенком большую карточку с домиком. В каждом из домиков живет определенная цифра. Предложить ребенку подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет свои варианты. После этого он может показать все варианты состава числа, выкладывая карточки с цифрами или точками в окошечки.

Игра «Загадай число».

Цель : закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.

Описание : предложить ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.

Игра «Собери цветок».

Цель : развивать навыки счета, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия : сердцевина цветка и отдельно семь лепестков, вырезанных из картона, на каждом из лепестков арифметическое выражение на сложение или вычитание до 10.

Описание : предложить ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердцевину можно только при условии правильного решения примера. После того как ребенок соберет цветок, поинтересоваться, какие бы он желания загадал на каждый лепесток.

Игра «Разложи цифры».

Цель : упражнять детей в прямом и обратном счете.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с цифрами от 1 до 15.

Описание: разложить подготовленные карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем - в порядке убывания. Можно выбрать и другие варианты раскладывания, например: «Разложи карточки, пропуская каждое второе (третье) число».

Игра «Превращение чисел».

Цель : тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание : предложить ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно: «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?» Используя счетные палочки, придвинуть три к двум, затем убрать два из трех. Записать полученные результаты в виде примеров. Попросить ребенка стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.

Игра «Праздник числа».

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания.

Описание: объявить каждый день праздником какого- либо числа. В этот день число-«именинник» приглашает в гости другие числа, но с условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5 + 2; 12 - 5).

Игра «Занимательные квадраты».

Цель : закреплять навыки сложения, математические действия.

Игровой материал и наглядные пособия: начерченные квадраты.

Описание: в начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.

Число 6

Игра «Математический калейдоскоп».

Цель: развивать смекалку, сообразительность, умение использовать математические действия.

Описание:

Три мальчика - Коля, Андрей, Вова - отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин один? (Три копейки.)

Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло получиться? (За столом сидели 3 человека: дедушка, отец и сын.)

Сколько концов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (У 4 палок 8 концов, у 5 - 10 концов, у 5 с половиной - 12 концов.)

Поле вспахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов.)

Как в решете воды принести? (Заморозить её.)

В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)

Шли три козленка. Один - впереди двух, один - между двумя, а один - позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)

Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)

Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (2 кг.)

Горело 7 свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели.)

Шел Кондрат в Ленинград,

А навстречу — двенадцать ребят.

У каждого по три лукошка.

В каждом лукошке - кошка.

У каждой кошки по 12 котят.

Сколько их всех шло в Ленинград?

К. Чуковский

(Один Кондрат шел в Ленинград, остальные шли навстречу ему.)

Игра «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры».

Цели : закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть.

Игровой материал и наглядные пособия: набор цветных схем с изображением геометрических фигур и цветные геометрические фигуры для каждого ребенка.

Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени. А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры. Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.

Цели и задачи настольно-печатных игр

Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.

К таким играм относятся:

  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
  • складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
  • пазлы;
  • лото;
  • домино;
  • шашки и др.

Настольно-печатные игры - важная часть предметно-развивающей среды в детском саду

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:

  • закрепление или отработка полученных знаний;
  • развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
  • тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
  • воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.

Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:

  • закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
  • учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
  • выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
  • вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе - начинаются выяснения отношений и ссоры);
  • формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
  • методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
  • поощрять самостоятельность малышей.

Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.

Наглядный материал

Визуализация - это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов - цельное изображение в роли подсказки.

С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:

  • сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
  • пазлы (в том числе и объёмные);
  • наборы лото и домино;
  • кубики;
  • мозаики;
  • «бродилки» с фишками и игральным кубиком.

Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект

Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.

Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой - тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.

Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.

Видео: пример настольно-печатной игры «Противоположности» в виде пазла

Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста

Возраст/группа Особенности развития Игры Примеры Время Примечания
2–2,5 (первая младшая) Игры должны быть с сюжетными картинками
  • кубики;
  • пазлы;
  • цветные картинки;
  • мозаика;
  • дидактические игры.
  • «Третий лишний»;
  • «Угадай дерево» (сравнить и выявить различия между двумя/тремя предметами);
  • «Кто что ест» (описать овощи/фрукты, изображённые на картинке) и т. д.
До 5 минут Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной
3–4 (вторая младшая) Интерес к играм в парах
  • складные кубики;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • разноцветное домино;
  • геометрическое лото.
  • «Чьи детки?» (закрепить знания о домашних животных и их детенышах);
  • «Сложи квадрат»;
  • «Садовник» (ведущий выбирает садовника, который смотрит на картинку и, не называя, описывает овощ/фрукт).
7 минут Работа направлена на развитие речи
4–5 лет (средняя) Работа в микрогруппах (3–4 человека)
  • дидактические игры с картинками;
  • кубики;
  • пазлы;
  • лото (с картинками);
  • домино (с картинками);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Сложи узор»;
  • «Поможем кукле» (закрепить знания о предметах и их предназначении);
  • «Где это можно купить?» (на большие карточки с магазинами дети кладут картинки с изображением продуктов).
7–8 минут
5–6 лет (старшая) Осознанное участие в командных играх
  • дидактические игры (например, парные картинки);
  • кубики;
  • лото;
  • домино (с картинками и цифрами);
  • шашки;
  • бродилки.
  • «С какого дерева листок» (дети берут карточку с изображением листочка и определяют, с какого дерева он слетел);
  • «Летит, плывёт, едет» (закрепить знания о видах транспорта: наземном, воздушном, водном).
10 минут Совмещение физической активности взрослого и ребёнка
6–7 лет (подготовительная) Нетерпимость по отношению к помощи взрослого
  • дидактические игры;
  • лото (с картинками, цифрами и буквами);
  • домино (классическое);
  • шашки;
  • бродилки;
  • шахматы (если программой предполагаются занятия этим видом спорта).
  • «Шиворот-навыворот» (подбор противоположных понятий, например, ведущий выкладывает картинку с осенью - дети описывают весну и пр.);
  • «Кому что нужно для работы?» (закрепить знания об орудиях труда, воспитывать интерес к труду взрослых).
10–12 минут Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий

Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость

Картотека настольно-печатных игр в детском саду

Картотека готовых игр группируется в соответствии с возрастом детей, что находит своё отражение и в решаемых задачах, и в содержании игры.

Первая младшая группа

Для этой категории малышей уместно использование материалов, предполагающих складывание цельных картинок из отдельных кусочков, обычно их чётное количество (от 4 до 6). Кроме того, нужно использовать мозаики, которые развивают мелкую моторику. В этом виде игр используется складывание картинок на основе шаблона.

Мозаика «Сложи картинку» развивает мелкую моторику малышей

Ещё один важный нюанс, касающийся методики проведения игры: поначалу малыши выполняют задание сами с помощью взрослого, затем без ассистента. Последним, самым сложным этапом работы может быть складывание картинок на скорость, но без соревновательного момента. Парные или коллективные игры на занятиях не вводятся, у каждого участника должен быть свой комплект материалов, чтобы исключить возможность ссоры.

«Кто спрятался в кубиках?»

  • познакомить детей с основными представителями домашних и диких зверей;
    развивать навык складывания элементов в единый сюжет;
  • повышать познавательную мотивацию.

Инструкция:

  1. «Ребята, перед вами картинка с изображением животного, но она распалась на 4 части. Рассмотрите их». Примечание: если дети выполняют такое задание не первый раз, то можно попросить назвать те части тела, которые есть на гранях кубика.
  2. «А теперь попробуйте сложить зверушку. Для этого найдите кубик, на котором изображена голова, и к нему приставьте остальные».
  3. Вместе с детьми называем получившееся животное.

Мозаика, геометрические фигуры

  • закрепить знание основных геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, овала);
  • помочь малышам научиться соотносить словесный образ с изображением;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать настойчивость в работе.

Инструкция:

  1. Дети получают набор геометрических фигур и основу (картонную или деревянную, пластиковую) с углублениями. «Ребята, назовите фигуры, соответствующие каждому углублению».
  2. «А теперь найдите среди своих фигур те, что подходят под форму на основе».

В первой младшей группе дети играют не вместе, а рядом

Вторая младшая группа

Кроме методических тонкостей, характерных для первой младшей группы, добавляется элемент командной игры.

Домино «Животные»

  • закрепить знания детей о домашних или диких животных;
  • научить соотносить зрительный и слуховой образ слова;
  • развивать внимание, речь;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Инструкция:

  1. Каждый малыш получает по 4–5 костяшек.
  2. Воспитатель кладёт первую кость.
  3. Малыши по очереди приставляют подходящие картинки животных.

На этом этапе можно давать задания для выполнения в парах.

Во второй младшей группе можно понемногу вводить элементы работы в парах

«Третий лишний» (тема «Посуда»)

  • научить детей отделять лишний элемент от объединённых каким-то признаком;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 3 картинки.
  2. «Ребята, посмотрите на картинки, назовите предметы».
  3. «Какой элемент и почему лишний?»

Средняя группа

В работе с этой возрастной группой акцент делается на развитии речи. Поэтому все игры подразумевают детальный комментарий по ходу.

«Какое время года?»

  • закрепить знания малышей о временах года и определяющих их признаках;
  • развивать речь, логическое мышление.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт детям по 2–3 картинки с изображением характерных примет того или иного времени года (например, дети лепят снеговика, деревья в снегу, дворник расчищает дорожки).
  2. «Ребята, не показывайте никому свои картинки. Мы будем отгадывать то, что на них изображено». Обращаясь к малышу, просит описать его то, что нарисовано на первой карточке.
  3. Кто угадал, называет время года.
  4. Тот, кто загадывал, показывает картинку, чтобы убедиться, что сезон угадан верно.

Игра «Какое время года?» развивает логическое мышление и речевые способности ребёнка

«Парные картинки»

  • тренироваться находить сходства и различия между двумя картинками, научить отбирать одинаковые;
  • воспитывать умение выполнять правила игры.

Инструкция:

  1. Учитель берёт 2 картинки, на которых изображены одинаковые предметы. Спрашивает что это, а также даёт добавочную информацию (они одинаковые).
  2. Затем педагог раздаёт детям по 6 карточек и просит найти пары.

В игре «Парные картинки» развивается способность объединять предметы на основании определённых признаков

Для усложнения можно выставить картинки в столбик, раздать малышам по набору из 3–4 карточек и попросить найти для своих пары в общем столбике.

Старшая группа

Отличительной особенностью работы с детьми этого возраста является то, что малышей нужно научить сопоставлять предметы по объединяющему признаку.

«Цифры»

  • обучить порядковому счёту от 1 до 10;
  • научиться сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке;
  • тренировать произвольное внимание, воспитывать терпение.

Инструкция:

  1. Дети получают по 2–3 центральных блока с изображениями цифр и 10 фигурных карточек с изображениями предметов в количестве от 1 до 10.
  2. Малыши должны соединить центральный блок с подходящими фигурными, чтобы получился цельный круг.

Игра «Цифры» тренирует навыки счёта и произвольное внимание

Подготовительная группа

«Что нужно врачу?»

  • обобщить знания детей о профессиях и расширить знания о назначении тех или иных предметов, связанных с работой;
  • развивать мелкую моторику, речь, умение логично строить высказывания.

Инструкция:

  1. На столе лежат разрезанные картинки (например, орудия труда).
  2. Дети собирают целые эпизоды.
  3. Объясняют предназначение полученных изображений.

«Когда это бывает?»

  • закрепить представления детей о временах суток;
  • воспитывать терпение и внимание.

Инструкция:

  1. Ребёнок получает набор картинок с изображением сюжетов, относящихся к разным временам суток.
  2. Дети по очереди называют, что это за время и описывают свою картинку (например, «Это утро, потому что мы делаем зарядку»).

Игра «Когда это бывает?» закрепляет представления дошкольников о временах суток

Временной план игры

Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:

  1. Введение - 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
  2. Собственно игра - 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
  3. Подведение итогов - 1–2 минуты. На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.

Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого

Пример хронометража игры «Где это можно купить?»

При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.

  1. Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
  2. Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
  3. Подведение итогов (3 минуты).

Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире

Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Автор Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа 3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма» <…Цель: учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; развивать умение находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит воспитатель.
Ход игры:
  1. Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинки и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика.
  2. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
  3. Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
  4. Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото» <…Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания об овощах, фруктах и цветах.
Ход игры:
  1. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад и цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки.
  2. Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
  3. Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
  4. «Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду - в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
  5. Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html

Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Поделитесь с друзьями!

Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно.

Настольно-печатные игры довольно сложны, поэтому дети способны научиться играть в них только с 5-6-летнего возраста. Но, несмотря на это, они очень интересны и воспринимаются малышами всегда с удовольствием.

Веселый карандаш

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.

Оборудование: листки чистой бумаги, желательно в клеточку, карандаши красного и синего цвета для каждого участника игры.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: дети рассаживаются за столики парами, получают листки чистой бумаги и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, что необходимо давать напарнику указания по поводу рисования той или иной линии (например, вести вправо, а сейчас – вверх).

После этого на листе у каждого остается определенная ломаная линия, выполненная красным карандашом. Теперь участник, который давал команды своему напарнику, сам берет карандаш синего цвета и на своем листе бумаги начинает повторять уже имеющийся рисунок. Особым правилом является то, что длина линий, из которых строится ломаная, должна быть примерно одинаковой.

Следующим этапом участники, игравшие парами, меняются ролями, и теперь другой ребенок дает указания, которые надо выполнять. При этом дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.

Волшебные палочки

Цель игры: научить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям к той или иной категории, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: 10–15 счетных палочек, карандаш, ластик и лист белой бумаги.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям следующее задание: необходимо сложить из подготовленных палочек определенную фигуру, например треугольник или прямоугольник. Затем он спрашивает, сколько палочек потребовалось для этого.

Когда ребята ответят на поставленный вопрос, следует предложить им нарисовать на листе бумаги такую же фигуру, причем она должна быть примерно такого же размера. Если для ребят еще сложно выполнить подобное задание, то на помощь может прийти линейка, пользоваться которой они обычно уже умеют.

Также можно предложить собрать из счетных палочек квадрат, попросить детей назвать его отличительные признаки и показать, как можно при помощи только одной палочки превратить его в 2 треугольника.

Когда ребята выполнят и это задание, необходимо проследить, чтобы они правильно перенесли данные фигуры на листки бумаги при помощи карандаша. Во время проведения занятия следует особое внимание уделить правилам пользования карандашом и ластиком, показать, как правильно пользоваться линейкой, чтобы линии получались ровными.

Крестики-нолики

Цель игры: разввать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, карандаши или ручки.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.

Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.

Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».

Затем руководитель показывает, как могут располагаться крестики или нолики в игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.


Это лучше делать на доске, чтобы ребята могли все хорошо видеть.

Когда ребята хорошо усвоят правила игры, можно сыграть всей группой несколько раз и только после этого предложить детям самостоятельно поиграть в парах. Но во время одиночной игры воспитатель должен постоянно контролировать всех и помогать в случае необходимости.

Летом, если у ребят есть мелки и ровный асфальт на игровой площадке, игру можно организовывать и на улице.

Морской бой (1-й вариант)

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку и с нарисованными игровыми полями, ручки или карандаши, большой образец игрового поля, прикрепленный к магнитной доске.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10 см, состоящими из 100 клеток.

Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К.

Только теперь дети начинают с помощью воспитателя располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.

Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.

Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.

Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.

Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.

Морской бой (2-й вариант)

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку, ручки синего и красного цвета.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на группы по 2–4 человека.

После этого следует взять листки бумаги и сложить их пополам, чтобы уголки совпали друг с другом. Следует развернуть лист и хаотично разместить на каждой половине по 10 небольших кораблей в виде лодочек (около 1 см в длину).

Одна сторона будет являться своим полем, а другая – полем противника.

Теперь можно приступать к атаке. Для этого ребенок должен разместить мину (нарисовать небольшой кружочек и хорошо закрасить его) таким образом, чтобы она располагалась точно противоположно одному из кораблей противника.

Затем листок опять сворачивается и тот же ребенок старается зачертить мину с обратной стороны, чтобы на поле противника остался след от пасты.

Если этот след накладывается на один из кораблей, то он считается погибшим и зачеркивается. Значит, малыш получает право повторного хода.

Но если мина не попадает в корабль, то ход переходит сопернику.

Существуют особые правила игры, которые заключаются в том, что нельзя рисовать мину на своем корабле. Если это произойдет, то он считается убитым.

В игре побеждает тот участник, который первым сможет вычислить все корабли противника.