Экологическая игра по станциям. Экологический квест для учащихся начальной школы Квест игра экологическое путешествие игра по станциям

Цели:

  1. Вовлечь учеников начальной школы в экологическое движение.
  2. Обогатить учащихся начальной школы знаниями о природе.
  3. Повторить правила поведения в природе.
  4. Прививать любовь к природе, любовь к родному краю.
  5. Прививать умения работать в команде, ориентироваться на местности.

Подготовка к игре:

Учителя разрабатывают маршрут, определяют количество и нахождение станций.

Разрабатывается оформление, наглядный материал и информация для каждой станции, определяются ведущие каждой станции. Продумывается их творческое воплощение.

Ход игры

Звучит музыка. Ребята начальной школы (1,2,3,4 классы) строятся на линейку. Участвуют 4 команды. Происходит представление команд (название, девиз, эмблема класса). Учащиеся каждого класса получают ориентирование на местности для нахождения маршрутного листа.

Маршрутные листы командами найдены! (Приложение 1.)

Каждый класс отправляется по маршрутному листу на станции.

1 станция “Зоологическая”

Оригами Лебедь из бумаги.

Как сделать оригами лебедя? Очень просто. Для его изготовления потребуется только квадратный лист белой бумаги.

1. Сложите противоположные углы квадрата, загладьте диагональ. Это будет наша главная вспомогательная линия. Вдоль вспомогательной линии сложите 2 стороны квадрата, получится “воздушный змей”.

2. Переверните заготовку и к вспомогательной линии сложите 2 стороны четырёхугольника еще раз.

3. Сложите заготовку пополам вдоль вспомогательной линии.

4. Нижняя половина будет туловищем, верхняя шеей. От края “шеи” произвольный участок загните вверх, это будет голова лебедя.

5. Сложите заготовку по вспомогательной линии, чтоб большая часть ушла вовнутрь.

6. Потяните шею лебедя вверх, удерживая туловище. Удерживая шею, выдвиньте вперед голову лебедя. Загладьте складки.

7. Для придания голове формы разверните у нее нижние складки, и по имеющимся вспомогательным линиям сформируйте голову.

8. Для создания клюва кончик головы согните ступенчатой складкой (гармошкой) вовнутрь.

9. Расправьте птичке крылышки. Теперь Оригами Лебедь готов к перелету на наше озеро! Если аккуратно нажимать на хвостик лебедя, то он будет плыть по озеру.

2 станция “Песенная радуга”

  • 1, 2 классы называют песни, в которых встречаются названия животных.
  • 3 класс – название цветов
  • 4 класс – название насекомых

3 станция “Красная книга”

  • Вопросы для 1 2 классов:
  • Вопросы для 3 класса:
  • Вопросы для 4 класса:

4 станция “Путь следопыта” (эстафета)

На каждый этап выставляется по одному человеку. В качестве эстафетной палочки служит рюкзачок. Выигрывает та команда, которая затратит меньше времени на прохождение пути.

  1. Бег 80 метров; собрать цветок по образцу.
  2. Нахождение различных мелких предметов (шишки), расположенных на протяжении 10-15 метров.
  3. Преодоление условного “болота” по “кочкам”.
  4. Метание мяча в цель.
  5. Бег в мешке.
  6. “Пронеси – не урони”.

5 станция “Зеленый патруль”

  1. Определи, какие правила поведения в природе были нарушены человеком. (Презентация.)
  2. Нарисуйте предупреждающие знаки. (Приложение 4.)

6 станция “Загадки природы”

(Дети получают кроссворды. Они за определенное время должны разгадать как можно больше)

1. Ответы на кроссворд

3. колибри

2. Ответы на кроссворд

3. Ответы на кроссворд

6. орешник

4. Ответы на кроссворд

1. ракушка

2. кальмар

3. осьминог

5. моллюск

6. щупальца

5. Ответы на кроссворд

1. осьминог

3. дельфин

4. кальмар

6. Ответы на кроссворд

3. лисичка

4. боровик

7 станция “Кричалки о природе”

Придумать, используя рифмы, и проговорить кричалку “Береги природу!”

  • Леса – чудеса
  • Не губи – береги
  • Солнце, воздух и вода – друзья
  • Природа – много кислорода
  • Природа – погода
  • Лес – блеск
  • Река – облака

8 станция “Зеленая аптека”

Беседа с детьми об использовании и применении лекарственных трав.

Вопросы и загадки о травах, которые применяются для лечения различных заболеваний.

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Ответ: берёза)

Березовый сок – полезный напиток, хорошее общеукрепляющее средство, как мочегонное средство при заболевании сердца и почек.

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - серёжки.
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Ответ: подорожник)

Подорожник - лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли “Матерью всех трав” за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.
(Ответ: ромашка)

Ромашка поможет больному животику. Применяют её от простуды и кашля, полощут горло при ангине.

Только тронь
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь.
(Ответ: крапива)

В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
(Ответ: ландыш)

Самый ароматный и изящный цветок. Применяют его для приготовления духов и мыла. Из семян делают капли, которые успокаивают сердцебиение.

То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
(Ответ - одуванчик)

Используют корни, понижает температуру, желчегонное и слабительное средство.

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
(Ответ - шиповник)

В нем много витамина С. Полезен для профилактики гриппа.

Подведение итогов игры

Награждение победителей и участников.

Желаем Вам успехов и крепкого здоровья

, Классное руководство

Деление на команды.

Ведущий: наша планета признана неидеальной; не выдержав излучение Абсолютной планеты, она подвергается излучению. Бежать нужно с нее пока не поздно! Сегодня я подарю вам шанс! У вас есть возможность занять территорию на Абсолютной планете, для чего необходимо будет проявить свои способности и умения. Итак, отбор жителей новой планеты начинается. Перемещаться от станции к станции нужно интересным способом, чтобы было видно сплочение команды и ее индивидуальность. На старт, внимание, марш!

(задача ведущих на станциях убеждать ребят. Что не нужно лететь ни на какую планету, нужно беречь свою. Кроме того, на станциях ребята получают слоги, из которых они должны будут собрать фразу)

«Программа жизни».

Чтобы на Абсолютной планете не случился вселенский хаос, не нарушалась экология, необходимо выработать требования к жителям планеты (правила жизни на планете).

(а на нашей планете мы можем соблюдать эти требования? Это легко сделать! Ведь тогда нам всем станет легче и приятнее жить.)

«Раз соринка, два соринка».

Часто мы думаем, что уронив фантик на землю много вреда мы принесем. А если каждый уронит по фантику?.. К чему это приведет?

Вот сейчас вы мне и докажите, что один лист бумаги это много. Ваша задача пролезть всей командой через лист.

(Ведущий станции: «Вы очень дружные и сплоченные. В ваших силах помочь нашей планете не погибнуть .»)

«Телеграмма»

(Ответ: Следы человека не должны превращаться в шрамы на теле земли. Берегите ее.)

«Ах, этот мир»

Собрать разрезанный рисунок с пейзажем. Приложение 2

(Ведущий станции: «Только на нашей планете можно встретить такие красивые места. Не спешите покидать нашу планету. Давайте сбережем ее красоту!»)

«Мы за»

Подготовить и показать творческую миниатюру «Мы хотим жить в чистом районе!»

(Ведущий станции: «А от кого зависит чистота в районе? От нас самих. Мы хозяева нашей планеты и мы в ответе за нее»)

«Мы говорим»

Придумать и проговорить кричалку «Мы за здоровую природу»

«Не спеши выкидывать»

Придумать 15 способов использования пустой консервной банки; лампочки, одноразового стаканчика (на выбор)

«Экологический калейдоскоп»

  • У бабочки самый чуткий нос? (да)
  • На следах рыси нет когтей? (да)
  • Волк бежит задними ногами вперед? Нет
  • У мухи 6 ног? (да)
  • Дрозд может отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)
  • У кукушки кукует самец? (да)
  • Белка ест свежие грибы? (нет)
  • Птицам страшнее голод чем холод? (да)
  • Стриж летает быстрее всех? (да)
  • Муравьи плавают? (да)
  • Черного леопарда называют пантерой? (да)
  • Страус самая большая птица на земле? (да)
  • Стрекоза обитает в лесу? (нет)
  • Дерево растет зимой? (нет)
  • У кузнечика уши на ногах? (да)

Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

  • Гена (крокодил)
  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
  • Каа (удав)
  • Людвиг14 (лисенок)
  • Матроскин (кот)
  • Серая шейка (утка)
  • Шушара (крыса)
  • Торила (черепаха)
  • Балу (медведь)

(Ведущий станции: «Мы так еще много не раскрыли тайн нашей природы. Зачем улетать на другую планету»?)

(На последней станции ребята должны собрать фразу. Подсказка: «Мы остаемся на Земле!»)

Ведущий: И так, я готова отправлять корабль на новую Абсолютную планету. Вы собрали пароль, который вам разрешит отправиться в путь. Кто громче и дружнее его скажет, займет мягкие места у окошка. (Ребята кричат «Мы остаемся на Земле!»).

Ведущий: Не поняла?! Ну что же, это ваш выбор. Это ваша планета, тогда не дайте ей погибнуть!

Галина Халитова
Сценарий экологической игры-квеста «Помоги природе»

Экологический квест

«Помоги природе »

Составили : Халитова Г. С и Шириметова Л. В--- специалисты детского сада №35.

Цель : Формирование у дошкольников элементов экологического сознания . Развитие экологической культуры детей .

Задачи :

Развитие познавательного, доброжелательного и ответственного отношения к природе , желание оказывать помощь природным объектам .

Воспитание экологической культуры поведения , получение элементарных знаний и навыков грамотного поведения на природе .

Ход игры:

Ведущий : Здравствуйте дорогие участники, гости экологического квеста «Знатоки Природы » . Я рада вас здесь видеть. Природа наше богатство , сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы .

Михаил Пришвин сказал : «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А чтобы охранять нашу природу , надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. А вы любите природу ? Живете с ней в дружбе и согласии? (Появляется лесовичок)

Лесовичок : Это кто тут так расшумелся в моем хозяйстве? Опять пришли мусорить!

Ведущая : Мы не шумим, мы собрались здесь, чтобы узнать кто лучше относится к природе , бережет и заботится о ней и конечно проверить наши знания об экологии .

Лесовичок : А я то, думал, туристы, которые загрязняют мой лес. Вот тут были недавно одни, такого тут натворили.

Хотите мне помочь очистить лес ?

Ведущая : Конечно хотим.

Лесовичок : Тогда вам нужно выполнить задания и пройти по экологическим станциям . После каждого выполненного задания лес будет приводиться в порядок, а вы получать кусочек пазла, каким должен стать лес. Если задание не выполняется лес остается загрязненным. И мне поможете , и знания свои покажите.

Дети отправляются по станциям

1 «Узнай по описанию» . Станция "ПЕРНАТАЯ" Группа № 9 (Бондаренко)

Ведущий читает описание птиц поочередно для каждой команды, члены команд должны по описанию угадать, о какой птице идет речь и выбрать ее из имеющихся на мольберте.

1. «Эта птица отличается большой головой, коротким клювом. Оперение землистого цвета. Среда обитания – открытые области : поля, пустыни, степи, леса. Это одна из первых птиц, появляющихся у нас весной и остающихся до глубокой осени. Они обладают способностью подражать пению других птиц. Песнь этой птицы – звонкая, переливчатая трель. Поет в воздухе, на лету. Пища состоит из насекомых, хлебных зерен, семян растений» /жаворонок/

2. «Эта птица боевая, хищник. Верхняя сторона тела черновато-серая, нижняя – белая с рыжевато-красными линиями. В Европе водится повсеместно, избирает всякого рода леса, особенно в гористых местностях, и, не избегая человека. Все мелкие птицы хорошо знают и боятся этого опаснейшего врага. При нападении часто дает промах, но зато случается, что он схватывает сразу по 2 птицы» /ястреб/

(За правильный ответ получают кусочек пазла с чистым лесом, И дети должны узнать птиц по макетам.

2 «Сказочные вопросы» . Станция "СКАЗОЧНАЯ" Группа № 2 Жидок И. Л.

Сказочница показывает картинки.

1. «Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил» /«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» /

2. «Назовите сказку, в которой описывается уничтожение уникального растения по прихоти девушки». / «Аленький цветочек» /

3. «Назовите сказку об овоще – гиганте» / «Репка» /

4. «Назовите сказку, в которой описывается сбор первоцвета для букета» / «Двенадцать месяцев» /

5. «Назовите сказку, в которой описывается редкий /волшебный/ вид птиц с ярким оперением» / «Конек - горбунок» /

6. «Назовите сказку, в которой рыба наделена способностью, не присущей ей на самом деле» / «По щучьему велению» /

3 «Спектакль» . Станция "ТЕАТРАЛЬНАЯ" Группа №5 Андреева И. Ф.

Один участник выбирает сюжетные картинки, на которых изображены сказки о животных. Дети с воспитателем показывают сказку.

4 «Загадки - складки» /для детей/. Станция "ЗАГАДОЧНАЯ" Ткаченко Е. Г.

Загадушка : поочередно задает загадки детям из каждой команды.

1. Летом много их бывает, а зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом, как они зовутся… /мухи/

2. И в лесу мы и в болоте, нас везде всегда найдете : на поляне, на опушке, мы зеленые …. /лягушки/

3. Огромная кошка мелькнет за стволами, глаза золотые и ушки с кистями. Но это не кошка, смотри, берегись; идет на охоту коварная…. /рысь/

4. Кто найдет мой длинный ход, сразу скажет – это …. /крот/

5. Кто на свете ходит в каменной рубахе, в каменной рубахе ходят… /черепахи/

6. Круглый дом с зеленой крышей, с каждым днем круглей и выше, он без окон и дверей и живут в нем сто друзей, сто веселых карапузов и зовется дом …. /арбузом/

8. Не вода, не хлеб, но без него никто не проживет? (воздух)

9. Пришел на день, а ушел через год? (Новый год)

10. Его зимой и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

11. В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит. (солнце)

12. Живут сестра и брат : одну всякий видит, да не слышит. Другого всякий слышит, да не видит. (гром и молния)

13. Под водой живет народ, ходит задом наперед. (раки)

5 Станция «Лаборатория природы » Группа №12 Сухачева С. А.

Лаборант : Сегодня будем смотреть и удивляться.

Эксперименты с песком и водой. На столе приборы для фильтрации воды с помощью активированного угля и ваты.

6. Станция "Конечная"

Детям предлагается собрать пазлы, полученные на станциях.

Лесовичок : Ох, и помогли вы мне , молодцы, какие. И лес в порядок привели и собрали пазлы чистого леса.

Лесовичок : Ребята, лес вас тоже благодарит и приглашает потанцевать веселый танец. «Ку- ку»

Ведущий : Вот и подошла к концу наша игра. Большое спасибо всем за участие! Подводя итоги нашей сегодняшней встречи, хочется сказать о том, что человек - разумная часть природы , его связь с ней неразрывна и естественна. Природа - дом всего человечества, естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка.

В силах людей сберечь ее, исследовать, использовать во благо не только себе, но и окружающему миру.

Лесовичок :Земля наш родной и единственный дом,

Так пусть Мир и Счастье поселятся в нем!

Иначе просто не будет Земли!

(Угощение от Лесовика)

Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги! А знаете ли вы, что для производства бумаги в мире ежегодно вырубается 125 миллионов деревьев - это целый.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные.

Лето - веселая, удивительная пора! Лето - самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей.

Конспект игры-квеста «Путешествие улитки по стране насекомых» Конспект Игры-квест «Путешествие улитки по стране насекомых». Цель: Воспитывать интерес к насекомым, гуманное и бережное отношение к природе.

ЦЕЛЬ: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры,формирование самостоятельности и инициативы в различных.

Игра - путешествие для младших школьников. Тема: Игра - путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»

Методическое обеспечение учебного процесса (учебные и учебно – наглядные пособия по флористике и фитодизайну, учебно – методические пособия, методические разработки по данному направлению)

АННОТАЦИЯ

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
Данная методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с разными видами природного материала, на развитие интереса к миру природы. Данное мероприятие можно использовать на занятиях объединений художественной и естественно – научной направленности.
Содержание мероприятия, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей.
Опыт работы автора данной методической разработки по программе естественно – научной направленности «Экомир», по предмету - экология – 1 год.
Возможно использование данного занятия педагогическими работниками других образовательных учреждений для кружков аналогичной направленности, а также как воспитательное занятие.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и новизна
В последнее время, в связи с развитием компьютерных технологий, ослабевает прямая, непосредственная связь ребенка с природой. Всё больше он знакомится с природой по картинкам, видеофильмам, слайдам. А ведь природа - это готовая мастерская для развития фантазии и воображения ребенка. А если соединить ее дары с ловкостью рук, то можно создать много интересного и удивительного.
Объединение «Экомир» нашего «Центра детского творчества» работает по программе естественно – научной направленности, предмет – экология, которая разработана на основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через формирование экологической культуры и природолюбия.
Ключевой основой при разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята», особенностью программы по формированию культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев– друзей и защитников Природы.
На занятиях объединения мы реализуем детские идеи и фантазии.
Цель программы: Формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Задачи программы:
* обучающие:
- дать обучающимся знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;
- расширить экологический и общий кругозор обучающимся;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности.
*развивающие:
- способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и Природы, понимание общечеловеческой ценности Природы:
- помочь осознанию необходимости сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле самого Человека;
- способствовать самоопределению обучающихся в построении взаимоотношений с Природой и окружающим их миром;
- новым инновационным инструментарием способствовать сформированию чувства любви, разносторонне-ценностного, бережного и уважительного отношение к Природе;
- способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
* воспитательные:
- показать неповторимость, величие, силу и красоту Природы;
- воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационального отношения к явлениям живой и неживой природы;
- формировать ответственность за свои поступки.

Чтобы добиться поставленной цели и задач, а также привлечь к работе с природным материалом, составлена данная методическая разработка. Учтены возрастные особенности детей младшего школьного возраста: активность, эмоциональная отзывчивость, любознательность, желание сделать что-нибудь своими руками.
В ходе занятия происходит последовательное знакомство детей с разными видами природных материалов и изделиями из них. Ребята имеют возможность рассмотреть, потрогать, исследовать каждый вид природных материалов, сделать выводы об их внешнем виде и свойствах. Большое значение имеет то, что все виды природных материалов можно найти в пределах своего родного поселка, а значит, есть место для проведения природоохранных экскурсий.
Физкультминутка проводится в игровой форме с использованием природного материала – шишек и позволяет не только реализовать двигательную активность, но и проявить чувство сопереживания – помочь белке собрать запас на зиму.
Практическая работа по изготовлению коллажа из природных материалов соответствует уровню умений детей данного возраста: все операции просты и сопровождаются показом слайдов. Педагогу надо только следить за четким последовательным выполнением этапов работы.
Рефлексия, проводимая в конце занятия, позволяет отследить результативность данного мероприятия: сколько детей привлекла работа с природным материалом, а сколько только проявили интерес к данному занятию.
Важно, чтобы дети не только сами загорелись идеей изготовления различных творческих работ из природных материалов, но и привлекали к этому своих родителей. Ведь совместная творческая работа создает теплую обстановку для общения, помогает поддержать тесную эмоциональную связь в кругу семьи.
К тому же, детям предоставляется возможность увидеть полезность и необходимость Интернета для поиска разных видов поделок.
Тема : Игра - путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»
Цель: познакомить с разными видами природного материала, пробудить интерес детей к изготовлению поделок из природного материала.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с разными видами природного материала;
- пробудить интерес к изготовлению поделок из природного материала;
- научить изготавливать простейший коллаж с использованием опила, листьев, веток деревьев и других видов природного материала;
развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы;
- развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
- развивать и формировать трудовые навыки;
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
- воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.
Форма проведения : игра - путешествие.
Методы : словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация образцов и слайдов), практический (практическая работа по изготовлению поделки).
Дата проведения : 06.10.2016 г объединение «Экомир» Возраст учащихся объединения «Экомир»: 7-11 лет (1 - 4 класс)
Количество обучающихся : 14 человек Оборудование: для педагога: мультимедиа, презентация - мастерская «Лесные фантазии», шишки и корзина для физ. минутки, маски зверей для игры; для обучающихся : наборы с видами природных материалов (на каждый стол), цветной картон, маркеры, фломастеры, ножницы, клей ПВА, клей «Мастер», шаблоны животных и птиц, растений или грибов (дети выбирают…);
Оформление : медаль юного друга природы, рисунок «Ёлка» для рефлексии, елочки из цветного картона с загадками, творческие работы – картины (сделанные своими руками), рисунки на тему: «Братья наши меньшие», образец коллажа из природного материала, правила по технике безопасности при работе с ножницами музыкальный ряд: детские песенки, классическая спокойная музыка литературный ряд: загадки, стихи
Словарная работа: коллаж, Красная книга, эскиз.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Приветствие. Представление.
(На экране заставка – Лес.) Появляется педагог в костюме Лесной феи.
Педагог:
В лес я, на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья
Нам ребята не найти
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем,
И лесных зверей, конечно
Обязательно найдем.
- Здравствуйте, мои юные друзья, всезнайки и почемучки! Я – Лесная фея, думаю, я многим знакома с самого раннего детства. Каждый из вас хотя бы один раз побывал в лесу. Этот год стал очень урожайным, много ягод и грибов в моем лесном хозяйстве. Вы проживаете в местности, где вас окружают сказочные леса – все это мои владенья. Жители моего лесного царства рядом с вами, когда вам хорошо и радостно, рядом, когда вам грустно. Те, кто наблюдательны наверняка встречали ежа, перебегающего дорогу или белку, прыгающую с ветки на ветку, множество разных птиц – все это мои друзья!
- Ребята, а кто встречал моих лесных друзей? (Ответ детей).
- Да, ребята, животные и растения рядом с вами. Но сегодня у меня на душе тревожно, потому что дети стали забывать о растениях и животных, о красоте природы, много времени они тратят на компьютерные игры, Интернет, телевизор. Меня это очень огорчает. Я пришла к вам, чтобы обрести новых настоящих друзей природы моего сказочного леса. Скажите, ребята, а вы любите природу? (Ответ детей).
2. Основная часть.
1) Знакомство. Сообщение цели занятия.

- Тогда давайте с вами знакомиться! Меня вы уже знаете, а теперь я попрошу вас вставать по очереди, называть свое имя и коротко рассказать, какое животное или растение вам нравится и почему? (Дети отвечают коротко, 1-2 предложениями).
- Я очень рада нашему знакомству, теперь я знаю о вас больше и вижу, что вы действительно любите животных и природу. Красота природы чудесна и неповторима, она дарит вам простор для фантазии и творчества. Сегодня я хочу познакомить вас с разнообразными видами своих природных даров, показать, как фантазия людей превращает их в прекрасные творения искусства, и научить делать коллаж (словарная работа).
Знаете ли вы, что такое коллаж? (ответ детей).
Коллаж (от фр. coller - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
- Сегодня я приглашаю вас посетить мою Мастерскую – Лесные фантазии. (Показ соответствующего слайда). Я фея – лесная мастерица, а вы сегодня будете моими подмастерьями? Согласны?
- Мы отправимся в путешествие пешком. Во-первых, ходьба полезна для здоровья и развития вашего организма, а во-вторых, вы сможете в полной мере насладиться красотами природы. Услышать шум ветра, шорох листьев, треск сучьев и пение птиц – это друзья мои, очень здорово!
- Но для того, чтобы добраться до моей мастерской «Лесные фантазии», вам необходимо преодолеть не легкий путь через волшебные станции:
Ждет вас трудная дорога -
В этом нет секрета,
…Чтобы вам помочь немного,
Дам я три совета:
По тропинке в лес идите.
Каждый по своей дороге.
Постарайтесь, помогите.
Всем, кто ждет подмоги.
- Ребята, на вашем пути встретятся сказочные персонажами, мои помощники.
- В добрый путь!
2) СТАНЦИЯ 1 «ИГРОВАЯ»
Ребят встречает «Эколенок» - Елочка.
Здравствуйте, ребята. Я «Эколенок» - Елочка. Чтобы вы смогли пройти дальше, нужно поиграть со мной. И только когда я буду уверена, что вы умеете беречь природу, проведу вас дальше к следующей станции.
Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Я буду говорить вам предложения. Если вы с ними согласны, говорите «да», а если не согласны, говорите «нет». Понятно? Тогда, внимание!
Игра «Если я приду в лесок».
- Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
- Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (Нет).
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
- Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
- Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
- Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).
Молодцы! Порадовали меня! За то, что вы знаете, как вести себя в природе, я хочу подарить вам подарки из моего волшебного сундучка. Мои подружки елочки помогут нам в путешествии. (Раздаёт елочки, вырезанных из цветного картона, на обратной стороне которых приклеены загадки о лесных зверях).
Ребят встречает «Эколенок» - Умница.
- Здравствуйте, ребята. Я «Эколенок» - Умница.
Приветствую вас на СТАНЦИИ 2 «УГАДАЙКА»
Загадки про лесных зверей: ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- Загадки разгадали, какие умницы, настоящие всезнайки! Тогда отправляемся дальше...
СТАНЦИЯ 3 «КРОССВОРДОВО»
Ребят встречает «Эколенок» - Тихоня.
- Здравствуйте, друзья! Я «Эколенок» - Тихоня.
А знаете ли вы, что такое Красная книга? (ответ детей)
- Да, правильно. Кра́сная кни́га - список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.
Я предлагаю вам отгадать название некоторых растений и животных, которые занесены в Красную Книгу. Внимание на экран, кроссворд.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
СТАНЦИЯ 4 « ИСКУССТВОВЕДКОВО»
Ребят встречает «Эколенок» - Шалун. - Привет, ребетня! Сейчас мы посмотрим, что вы умеете. Здесь размещены ваши рисунки на тему: «Братья наши меньшие». Какие замечательные рисунки вы нарисовали! Каждый проявил своё творчество. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
- Ну что, ребята, устали? Давайте поиграем…
(«эколенок» - Шалун предлагает отдохнуть)

(дети надевают маски животных, показывают повадки животных)
Мы пришли в сказочный лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Вот и зайка прискакал,
От лисы он убежал.
Серый волк в лесу рыщет,
Он себе добычу ищет.
Только мишка спит в берлоге
Так всю зиму и проспит.
- Ну, что отдохнули, поиграли? Тогда в путь, вас ждут новые приключения.
- Спасибо вам, мои маленькие друзья и счастливого пути в мастерскую «Лесные фантазии».
Ребят встречает «Старичок – лесовичок»
- Добрый день! Наконец - то вы добрались до нашей мастерской. Я лесовик, главный помощник лесной феи. Но, для того, чтобы приступить к работе вам необходимо помочь мне разобраться в видах природного материала.
Знакомство с природным материалом и поделками из него.
1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья). (Показ слайда).
Откройте коробочки, которые стоят у вас на столе и достаньте пакетик с засушенными листьями. Листья разных деревьев – замечательный материал для изготовления аппликаций. Листья лучше собирать и засушивать осенью. Опишите свойства этого природного материала.
Какого цвета листья? Каковы их форма и размер? Попробуйте согнуть листик. Что происходит? Какое это качество? (Ответы детей). Собирать листья можно в любом уголке нашего города.
Из листьев можно делать интересные аппликации-картины. (Показ слайда).
2. Без окон, без дверей, полна горница людей. (Семена). (Показ слайда).
Рассмотрим семена, которые лежат в коробке. Семена образуются в плодах растений. После созревания их можно собирать и использовать для создания оригинальных работ. Опишите качества этого природного материала.
Что вы можете сказать о цвете, форме и размерах семян? (Ответы детей). Нужно ли далеко ходить, чтобы найти и собрать семена?
Посмотрите, какие интересные композиции получаются из семян. (Показ слайда).
3. Растут на ветках группками,
покрытые скорлупками. (Орехи). (Показ слайда).
Орехи бывают разные – грецкие, лесные (фундук), фисташки. А ещё есть плоды, имеющие похожие свойства. Это желуди и каштаны. Давайте рассмотрим ближе этот природный материал. Каковы их отличительные особенности? Попробуйте их на ощупь. (Ответы детей). Где можно найти эти плоды?
Из скорлупок орехов, каштанов и желудей можно выполнить игрушки, украшения, оформить декоративные панно. Посмотрите, какие поделки получаются из этих природных материалов. (Показ слайда).
4. Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (Шишки). (Показ слайда).
Достаньте пакетик с шишками. Шишки – это плоды хвойных деревьев. Они тоже отличаются по внешнему виду и размерам. Давайте рассмотрим их поближе. Кто знает, с каких деревьев каждая шишка? (Сосновая и еловая). Это прекрасный материал для объемных игрушек. Где вы можете найти шишки?
Посмотрите, во что могут превратить шишки умелые ручки. (Показ слайда).
5. Весною – травкой шелковистой,
летом – нивой колосистой,
Сухая, очень ломка, зовут её ……. (Соломка). (Показ слайда).
Соломка – это сухие стебли колосьев зерновых культур: пшеницы, овса, ячменя, ржи. Найти её можно летом на полях в окрестностях нашего города. Достаньте пакетик, откройте его и попробуйте стебли соломки на ощупь.
Какие они? Опишите их внешний вид. Внутри стебли – полые, пустые. Народ издавна применяет её для изготовления легких, прочных вещей. Из соломки делают шляпы, корзинки, мебель, предметы быта, игрушки.
А ещё очень красивы картины из соломки. (Показ слайда).
6. Желтый маленький цыпленок
Пробивает клювом домик. (Яйцо). (Показ слайда).
Яичная скорлупа – прекрасный материал для детского творчества. Давайте рассмотрим этот материал. Достаньте пакетик со скорлупой.
Какого она цвета? Какие свойства имеет скорлупа? Она хрупкая и легко раскалывается на кусочки. Собирать скорлупу можно, не выходя из дома. Она легко обрабатывается, хорошо окрашивается и приклеивается.
Посмотрите, как выглядят аппликации, выполненные в мозаичной технике. (Показ слайда).
7. Легкое, воздушное,
Всем птицам это необходимо. (Перо). (Показ слайда).
Перья птиц – это очень нежный и красивый материал. Как разнообразны виды птиц в природе, также разнообразны и их перья.
Достаньте перья, которые лежат в коробочке. Откройте пакетик и попробуйте их на ощупь. Опишите свойства перьев. Какие они? Перья можно собирать в природе и использовать для объемных работ и плоских аппликаций.
Посмотрите, какие картины помогает создавать фантазия. (Показ слайда).
8. Домик для улитки, домик для моллюска,
Очень необычной может стать игрушкой. (Ракушки). (Показ слайда).
Это действительно, пустые домики улиток и моллюсков. Давайте посмотрим, какие ракушки лежат в ваших коробочках. Где можно их найти? (На море, а также много улиток в огороде). Откройте пакетик, потрогайте ракушки. Какие свойства у этого природного материала?
Это удивительно красивый, разнообразный по цвету и форме природный материал. Из ракушек получаются необычные игрушки и украшения. (Показ слайда).
9. Желтый, белый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть. (Песок). (Показ слайда).
Достаньте пакетик с песком. Этот материал всем вам знаком с детства. Песок - это нужный человеку материал. Он необходим для изготовления строительных материалов, бетона, стекла. Какое основное свойство имеет песок?
Песок можно окрашивать красками в разные цвета. На картон наносят рисунок клеем и затем посыпают его песком. Можно использовать и мелкие камушки.
Получаются отличные картины. Посмотрите, как это красиво. (Показ слайда).
10. В земле скрывается,
В руках преображается.
Огнем закаляется,
В посуду превращается. (Глина). (Показ слайда).
Это тоже природный материал. На картинке показаны пласты глины. А вы когда-нибудь находили глину? Давайте рассмотрим её свойства. Какого цвета глина? А ещё бывает красная, белая, желтая. Помните кусочек глины. Что с ней происходит?
Люди издавна использовали это свойство глины – пластичность - для изготовления посуды. После обжига изделия становились твердыми и не пропускали воду. Такие изделия называются керамикой.
Много полезных и красивых вещей можно вылепить из глины. (Показ слайда).
Лесная фея - Ну, вот, мои милые друзья, вы и познакомились с моими природными дарами. Понравились ли вам поделки из них? Изделия из каких материалов вам понравились больше других? (Беседа с ребятами).
Все пакетики сложите обратно в коробку и отодвиньте её в сторону. (Показ слайда-заставки).
- Внимание! Подмастерья мои, готовы ли вы к самой сложной работе? (ответ детей)
- Сегодня вам придется изрядно потрудиться. Мы будем делать коллажи из природного материала. Свои работы вы сможете подарить друзьям, родственникам, кому пожелаете. И помните, что дарить подарки также приятно, как и получать. Учитесь дарить добро и внимание.
Итак, мы оказались в творческой мастерской «Лесные фантазии» работать мы будем в парах.
Ваши коллажи дополнят выставку мастерской «Лесные фантазии». И помните, что творческие работы – это способ выразить своё настроение, это способ самовыражения.
Но прежде, чем приступить к работе посмотрите, что получилось у меня… (предлагаю образец) ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Вспомните, мы уже выполняли разные работы из природного и бросового материала. Они бывают сюжетными и абстрактными.
А эта картина, какая, как вы думаете?
– Правильно, сюжетная.
А из какого материала выполнен этот коллаж?
– этот коллаж выполнен из природного материала (цветной опил, ветки деревьев, листья, травинки).
А какие инструменты я использовала для изготовления своей работы?
– Ножницы, клей, фломастеры. Правильно! Молодцы!
А сейчас продумайте свою композицию и сделайте эскиз.
Эскиз – это предварительный набросок то есть, примерный рисунок задуманной работы.
Распределите работу, один может работать с предлагаемым животным, птицей, насекомым или грибами, кто что выбрал цветным опилом, другой выстригает листья и ветки. Вместе составляете сюжет, а затем всё это приклеиваете к основе. Основа для работы – цветной картон. Перед тем как выполнять работу, давайте повторим правила безопасности при работе с ножницами (правила на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
- Соблюдайте эти правила!
Ну, а теперь пришло время работы. Проявите свою фантазию и умение (в процессе работы звучит спокойная музыка).
(практическая работа – выполнение коллажа из природного материала).
Описание работы выполнения коллажа ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Физкультминутка. Игры с шишками. (Звучит легкая веселая музыка).
Поднимайтесь с мест, становитесь рядом со мной. Возьмите в руки сосновую шишку. Покатайте её в руках. Раскрытые чешуйки твердые и острые, они колют вам ладошки, но это не вредно, а наоборот – полезно. На ладонях и пальцах находится много важных точек. Такой массаж поможет улучшить состояние всего организма. А ещё с шишками можно поиграть. Игра «Помоги белке!» (Ребята по очереди должны закинуть шишку в корзину. Если шишка попадает - все прыгают, если шишка не попадает в корзину - все топают ногами. После окончания игры, рассыпавшиеся шишки собирают и складывают в корзину для белки).
- Отдохнули? Продолжаем творить…
- Молодцы, ребята!
Вы хорошо потрудились и попали в мастерскую «Лесные фантазии», предлагаю поместить ваши работы на главную выставку нашей мастерской.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
– Мы все рады видеть вас!
Начинаем наш показ!
Старались очень, мастерили,
Мир фантазий воплотили,
Вырезали аппликации,
Составляли вариации.
- Вам нравится ваша работа? Мне тоже очень нравится! И каждому из вас я вручаю знак своего помощника – медаль юного друга природы. (Медали из картона на ленточке, картинка – в ПРИЛОЖЕНИИ № 8, при желании можно найти любую понравившуюся картинку).
После работы салфеткой вытрите руки и наведите порядок на рабочем месте. Соберите и сложите все в коробку. И помните, всегда после работы руки нужно вымыть с мылом.
3. Заключение. Рефлексия.
Вот наше путешествие и подошло к концу. Я была очень рада познакомиться и пообщаться с такими способными, веселыми и добрыми ребятами, как вы. Надеюсь, наша встреча была вам полезна. Скажите, с какими природными дарами вы сегодня познакомились? Назовите. (Ответы ребят). Теперь вы знаете, что из них можно делать красивые и интересные изделия.
Ребята, посмотрите, какая пушистая ёлочка у нас здесь находится. Чего на ней не хватает? (Ответы ребят). Давайте украсим её! Я раздам вам по три шишки. Выберите только одну.
- Если вам понравилось общение с природой и работа с природным материалом – выберите золотую шишку,
- если вам больше понравилось смотреть на готовые творческие работы – выберите серебряную шишку,
- если наше путешествие не понравилось и делать поделки вы просто не любите – выберите белую шишку.
Теперь подойдите к елочке и прикрепите шишку. (Дети приклеивают на ёлочку шишки, на обратной стороне которых приклеен кусочек двустороннего скотча. Цвета для шишек можно взять любые).
Я смотрю на эту елочку и вижу, что у меня прибавилось друзей. Мне очень хочется, чтобы таких друзей у меня с каждым годом становилось все больше и больше. А Интернет и компьютер используйте для дела: там всегда можно найти интересный материал по изготовлению разных поделок. Занимайтесь сами и приглашайте мам, пап, бабушек и дедушек себе в помощники. Ведь в хорошей компании любое дело лучше спорится.
До свидания, мои юные друзья! До новых встреч в мире природы!
«Эколята» благодарят детей и предлагают им вступить в ряды молодых защитников природы. Затем предлагают ребятам дать клятву «Эколят – молодых защитников природы» ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
- А теперь давайте послушаем гимн «Эколят – молодых защитников природы» ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
- Угощение детям от лесных жителей.
Всем спасибо! До новых творческих встреч!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Сборник «В союзе с природой», Москва-Ставрополь, «Илекса» «Сервисшкола», 1999 г.
2. М.И.Нагибина, «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
3. Суворова В.М. Опыт экологической работы со щкольниками.- Волгоград: Учитель, 2009.
4. Ресурсы Интернета.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПГТ САНЧУРСК КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Руководитель объединения «ЭКОМИР» МКОУ ДО «ЦДТ»
1 квалификационной категории: А.А.Колесникова
пгт Санчурск
2016 г
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Загадки.

1.В птичник повадится - жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса)

2. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

3. Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке - летом. (Заяц)

4. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

5. Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Еж)

6. На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)

7. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

8. Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

9. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
10. Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Носится весь день. Кто это? (Олень)
11. Стучу - еду добываю, а не стучу - голодный! (Дятел)
12. Кто на своей голове лес носит? (Лось)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Кроссворд

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Выставка рисунков на тему «Братья наши меньшие»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Образец коллажа из природного материала


ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Правила работы с ножницами

Ножницы – острый инструмент. Пользоваться ножницами надо осторожно!
1. Хранить ножницы в определённом месте.
2. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.
3. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Описание этапов изготовления «Коллажа» из природного материала.
Используемый материал: для основы – картон, фломастеры или маркеры, шаблоны животных, птиц, грибов и бабочки, глазки, природный материал: цветной опил, листья, мох, шишки, желуди, травинки, мелкие сучья деревьев и тд. , клей ПВА и клей Мастер.
1. Изготовление животного.
Берем выбранный шаблон животного, птицы или гриба, обводим на картон фломастером или маркером. Используя клей ПВА. обсыпаем цветным опилом подходящего цвета.
2. Создание сюжета
Каждый создает свой сюжет. Используя ветки имитируем деревья, с помощью листьев, травинок, мха и другого природного материала создаем природу, т.е обстановку в которой обитает наш лесной друг. Все приклеиваем, используя клей ПВА, и Мастер на основу – картон.
3. Вырезаем ножницами изготовленное животное, птицу или гриб из цветного опила и приклеиваем на основу, в центр готового сюжета.
4. Приклеиваем нашему лесному другу глазки (дети принесли купленные, можно нарисовать и выстричь)
5. Вставляем наше изделие в рамочку. Коллаж готов! (Вместо рамочки можно использовать коробки от конфет)





Работы детей из природного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Главная выставка детских работ мастерской «Лесные фантазии»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Медаль юного друга природы


ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Слова: Зотова Татьяна Владимировна
Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич
Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:


Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Куплет:
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Презентация на тему: Игра-путешествие в мастерскую «Лесные фантазии»

Игра по станциям для младших школьников. Традиции и быт ненцев

КВЕСТ - ИГРА 27-28.03.2015

Квест (от англ. quest – поиск) - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, что бы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.

ЦЕЛЬ:

повысить интерес учащихся к изучению школьных курсов биологии, географии, экологии.

способствовать развитию индивидуальных качеств, эрудиции, сообразительности, креативности и нестандартного мышления.

ХОД ИГРЫ

Каждая команда получает маршрутный лист и начинает движение по станциям согласно своему маршрутному листу. На каждой станции выполняются задания, ответы записываются в маршрутный лист.

Представление команды

Станция «Экологическая»

Ответить на пять экологических вопросов.

Станция «От «А» до «Я»

Назвать рыб по алфавиту от «А» до «Я»

Станция «Камни и минералы»

Определить по коллекции название минералов и горных пород.

Станция «Грибы»

Ответить на вопросы о грибах. Определить по фотографиям грибы.

Станция «Музыкальная»

Прослушать песню и ответить на вопросы.

Станция «Человек и природа»

Ответить на вопросы

Станция «Ребусная»

Необходимо разгадать ребусы. В каждом ребусе зашифрован географический объект или географическое понятие, либо название растение или животного.

Станция «Лучший город Земли»

Учащимся выдаются фотографии достопримечательностей города Тюмени, необходимо указать их название и месторасположение.

Станция «Дешифровщик»

Необходимо расшифровать слова, переставив буквы в нужном порядке.

После прохождения всех станция маршрутный лист сдается жюри.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Команда _________________________

«Экологическая»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимально10 б.

«От «А» до «Я»

За каждую рыбу по одному баллу

Максимально 28 б

«Камни и минералы»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимально 10 б

«Ребусная»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимально 10 б

«Грибы»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимально 10 б

«Человек и природа»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимально 10 б

«Музыкальная»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимально 10 б

«Лучший город Земли»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимально 10 б

«Дешифровщик»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Максимально 10 б

Представление команды

Максимально 2 б

Итого 110 б

Станция «Экологическая»

1. Какое озеро вскоре умрет и исчезнет с лица земли?

Ответ: Аральское. Площадь этого моря уменьшилась втрое. Произошло это из-за того, что людям срочно понадобилась территория для посадки хлопчатника и риса. На реках, которые вливались в Аральское море, были построены сеть каналов для отвода воды. Почти за пятьдесят лет объем воды в море снизился в несколько раз, увеличилась концентрация соли, погибли вся рыба и растения, которые находились в море. Исправить эту экологическую катастрофу, созданную руками человека уже невозможно. ...

2. Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?

Ответ: Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека - Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных.

3. Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды.

Ответ: Нефтью. Нефть не разбавляется в воде, а скапливается на поверхности, образуя огромную многокилометровую пленку. В местах разлива нефти гибнут рыбы, птицы и морские животные. Но человек научился уничтожать масляные пятна на воде с помощью искусственно выведенной бактерии-нефтееда.

4. Почему некоторые лесные животные и птицы едят ядовитые мухоморы?

5. Инфракрасное или ультрафиолетовое излучение наиболее опасно для всех живых организмов на земле?

Ответ: Ультрафиолетовое. Это излучение невидимое для человеческого глаза и отличается высокой химической активностью. Особенно ультрафиолет опасен для кожи и сетчатки глаз. Это излучение может спровоцировать развитие и рост онкологических опухолей.

6. Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется зимой под снегом, являясь источником питания для многих лесных животных и птиц.

Ответ: Брусника. Это вечнозеленое растение не сбрасывает листья, а ягоды, которым не страшен мороз, к весне становятся сладкими и сочными.

7. Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев.

Ответ: Слон.

9. Что способствует изменению климата?

Ответ: Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот.
10. Зачем крокодилы вылезают на берег, разыскивают на нем камни и проглатывают их?

Ответ: Камни нужны им для того, чтобы увеличить массу тела и глубже нырять под водой.

«От «А» до «Я»

Назвать рыб по алфавиту от «А» до «Я». За каждую правильно названную рыбу по 1 баллу. Если команда затрудняется назвать рыбу, игра прекращается.

1.Акула 2.Барракуда 3.Вобла 4.Голец 5. Даллия 6. Елец 7. Ёрш 8. Жерех 9. Зубатка 10. Иглобрюх 11.Камбала 12.Латимерия 13. Макрель 14. Налим 15.Окунь 16. Палтус 17. Ряпушка 18.Сардина 19. Таймень 20. Угорь 21. Форель 22. Хариус 23. Цепола 24. Чебак 25.Шип 26. Щука 27.Эвиота 28. Язь.

Станция «Камни и минералы»

1. И.Давыдова «Родонит»

Родонит –

Горсть брусники

На черной земле.

Кто рассыпал? Но лес

Эту тайну упрямо хранит.

То ли кровь на корнях,

То ли гаснет костёр….

Родонит.

Для меня

Лес мохнатые лапы простёр,

И брусники горячие капли

Для меня уронил

Родонит.

Определите, какой из камней в коллекции – родонит?

2. А. Конецкий «Агат»

И как орех, шершаво - тяжела

Она на вид,

Невзрачно – небогата,

Но знай,

Внутри её таится клад…

Держу в руке миндалину агата.

Морщинистой и серой скорлупой

Ещё она от наших глаз укрыта, -

Воображенье чертит нам орбиты,

Овеянные тайной голубой,

Круги в воде,

Сирень ночного сада,

И вольные изгибы облаков….

Лишь распадётся скорлупы покров,

И ты увидишь чудеса агата.

Найдите в коллекции агат.

3. Л. Ладейщикова

Любит камешек притаиться

Под травинкою, под иглой, -

То кусочком цветного ситца,

То калканской болотной мглой,

Тонкой солнечной паутинкой,

Мотылька кружевным крылом…

Далеко завела тропинка, -

Срез столетий, времён излом…

Но пришелся уж больно кстати, -

Ладно скроен, впору и впрок

На уральском неброском платье

Яркий яшмовый поясок….

Найдите в коллекции яшму.

4. Руды железной притяженье...

Мария Алёшечкина

Руды железной притяженье...
Слезится ночь, горят костры.
Озноб и головокруженье
На спуске в нижние миры.

Сюда, где корень бурь таится,
Где гром грозы - как сердца стук,
За мною вслед влетела птица
И осветила все вокруг.

Дым битвы, почвы достоверность,
Дрожь пальцев, древний хвощ во льду...
Я поднимаюсь на поверхность,
Добыв железную руду.

Найдите в коллекции красный железняк.

5. Мрамор Никитин И.С.

Недвижимый мрамор в пустыне глухой

Лежал одиноко, обросший травой;

Дожди в непогоду его обмывали

Да вольные птицы на нем отдыхали.

Но кто-то художнику молвил о нем;

Взглянул он на мрамор - и ярким огнем

Блеснули его вдохновенные очи,

И взял он его, и бессонные ночи

Над ним проводил он в своей мастерской

И камень под творческой ожил рукой

С тех пор в изумленье, с восторгом немым

Толпа преклоняет колени пред ним.

Найдите в коллекции мрамор.

6.Название какого минерала в переводе с греческого звучит как «окаменевший лёд»? /Хрусталь/.

7. В древности на Руси прозрачные зелёные камни называли изумрудами, красные – рубинами. А как называли голубые? /Сапфирами/.

8.Из каких минералов состоит гранит? /Слюды, кварца и полевого шпата/.

9. Название какого поделочного камня в переводе с литовского означает «защита от болезней»? /Янтарь/.

10. Какой единственный драгоценный минерал состоит только из углерода? / Алмаз /.

Станция «Грибы»

1.Определите эти грибы.

1. /Мухоморы/.

2.
/Сморчок/.

3.
/Опята/.

4.
/Груздь/.

5.
/Подберёзовик/.

6.
/Валуй/.

7.
/Волнушки/.

8.
/Белый гриб/.

9.
/Лисички/.

10.
/Гриб навозник/.

Станция «Ребусная»

1. /Ель/. 2.
/Репешок/.

3. /Копытень/.

4.
/Шиповник/.

5.
/Снегирь/.

6.
/Дятел/.

7.
/Сорока/.

8. /Антилопа/.

9. /Броненосец/.

10.
/Белая/.

Станция «Человек и природа»

1.Для чего японские рыбаки надевают на шею баклана железное кольцо? /Чтобы тот не проглотил пойманную рыбу/.

2. Китайским учёным удалось пересадить ген арктической рыбы сахарной свёкле. Какое ценное качество приобрела свёкла? /Морозостойкость/.

3. Чем опасна синтетическая бытовая химия?

Ответ: Стиральные порошки, шампуни, гели для душа и другие химические вещества способны изменять поверхностное натяжение воды, уничтожая микроорганизмы и полезные бактерии, которые живут в воде. Также химия является ядовитой для человека, птиц, рыб и животных. Изготовленные из синтетических соединений моющие средства не разлагаются в воде, а накапливаются.

4. Какие индикаторы чистого воздуха среди растений вы знаете? /Ольха, сосна, ива, ель, пихта, фасоль, клевер и т.д./.

5. Какие растения вызывают аллергию? /Тополь, ольха, черёмуха, полынь/.

6.Какие древесно-кустарниковые растения используют для укрепления берегов водоемов и оврагов? /Ольха, ива, боярышник, тополь, ежевика, шиповник, ракита/.

7.Зачем в одной американской бройлерной компании в рабочем помещении 22 часа в сутки горит свет? / Чтобы куры быстрее набирали вес (они не едят в темноте)/.

8.На склоне горы у швейцарского посёлка Андроматт растёт лес, который, согласно закону от 1397 года, запрещено рубить. Почему? /Лес защищает посёлок от горных лавин/.

9. Тоннель под Монбланом, связывающий Италию с Францией, сильно облегчил жизнь автолюбителям, переезжающим из страны в страну. А кто еще пользуется этим тоннелем дважды в год? / Ответ: Тоннель под Монбланом используют мигрирующие стаи птиц/.

10. Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? / Птицы выносят скорлупки в клюве/.

Станция «Музыкальная»

1. Песня «Дрозды»

1. Какие виды дроздов обитают в Тюменской области? /В Тюменской области обитает 10 видов дроздов. Рябинник, белобровик, певчий дрозд, деряба, сибирский дрозд, оливковый дрозд, чернозобый дрозд, краснозобый дрозд, бурый дрозд, дрозд Науманна или рыжий дрозд, пестрый дрозд/.

2. Песня «Четыре таракана и сверчок»

1.Каких синантропных насекомых вы знаете? /Мучной жук, муравьи, мухи, тараканы, клопы, вши, блохи и т.д./.

3. Песня «Бродяга»

1. Какие растения эфемероиды вы знаете? /Гиацинт степной, птицемлечники, тюльпаны, ирисы/.

4. Песня «Ландыши»

1. Как человек использует ландыши? /Ландыши используются в медицине. Профессором Боткиным С. П. было доказано, что ландыши помогают при кардионеврозах и сердечной недостаточности, эндокардитах, аритмии, для улучшения памяти. Ландыши входят в состав капель Зеленина, их применяют при неврозах сердца/.

5. Песня «Черный кот»

1. Назовите пять пород домашних кошек. /Абиссинская , русская голубая, сиамская, персидская, сибирская/.

6. Песня о медведях

1.Какие виды медведей встречаются в Тюменской области? /Белый медведь и бурый медведь/.

7. Песня «В траве сидел кузнечик»

1. Где находится ухо у кузнечика? /По исследованиям ученых, уши у кузнечика находятся на ногах/.

8. Песня «Пингвины»

1. Как называются самые большие пингвины? / Импера́торский пингви́н (лат. Aptenodytes forsteri) - самый крупный и тяжёлый из современных видов семейства пингвиновых. В среднем рост составляет около 122 см, а вес колеблется между 22 и 45 кг/.

9.Песня Красной шапочки

1.Какие хищные животные обитают в саваннах Африки? /Львы, гиены, леопарды, шакалы, гепарды, дикие кошки/.

10. Песня «Охота на волков»

1. К чему привело уничтожение волков в Канаде? /В Канаде после уничтожения волка в Британской Колумбии стали гибнуть от голода и болезней лоси/.

Станция «Лучший город Земли»

Как называются эти объекты в Тюмени?

1.
/Кукольный театр/.

2.
/Тюменский цирк/.

3.
/Тюменский драматический театр/.

4.
/Краеведческий музей/.

5.
/Тюменский государственный университет/.

6.
/ Тюменский архитектурно-строительный университет/.

7.
/Тюменский железнодорожный вокзал/.

8.
/Площадь Памяти/.

9.
/Площадь 400 летия Тюмени/.

10.
/Мост влюблённых/.

Станция «Дешифровщик»

1. ВИКТОРУТ /ТРУТОВИК/.

2. ВОЛБОЛИГО /БОЛИГОЛОВ/.

3. РЕПАЧЕХА /ЧЕРЕПАХА/.

4. КЕВИЕЖА /ЕЖЕВИКА/,

5. МАЗОНАКА /АМАЗОНКА/.

6. ТАРКАНДИТА /АНТАРКТИДА/.

7. АНИБУЗ /БУЗИНА/.

8. ДИНАМОРОС /СМОРОДИНА/.

9. ПАРОДЕЛ /ЛЕОПАРД/.

10. ДИНИГИРКА /ИНДИГИРКА/.

Представление команды

Представить название и девиз команды.