Карта – второй язык географии. Карта – второй язык географии Н. Н. Баранский. Карты – замечательные изобретения человечества, один из самых удивительных способов познания мира. Что называют вторым языком географии

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 и 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.

В преподавании географии важную роль играют географические карты. Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию у учащихся пространственного воображения, географического мышления. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность учащихся. В последние годы в школе развивается направление, связанное с развитием первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных учеников. В этом плане картография, картографирование территориального размещения различных объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить примером реальных научных результатов деятельности учеников.

К сожалению, современная школьная программа уделяет недостаточное внимание топографической и картографической подготовке учащихся. Результатом служат не очень высокие оценки ЕГЭ, связанные с практической деятельностью по картам, слабым знаниям географической номенклатуры, использованием информации, заложенной в содержании карт для выполнения конкретных практических работ. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям как картографическая грамотность, географическая культура, картография, топонимика. Курс направлен на развитие практических, картографических умений.

Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.

З адачи :

Формировать интерес к географии;

Дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;

Обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту;

Формировать умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

Формировать представления о топонимике и происхождении географических названий;

Углубить картографо-топографические знания, полученные в курсах школьной физической географии;

Познакомить школьников с методами создания географических карт;

Формировать у школьников картографическую грамотность и географическую культуру;

Развивать творческие способности, исследовательскую активность школьников при работе с различными источниками

географической информации;

Развивать логическое мышление, память, воображение, любознательность;

Развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать и применять географические знания на практике.

    Общ ая характеристика программы

Курс «Карта – второй язык географии» изучается в начале обучения в средней школе (5 и 6 классы) и является школьным компонентом базисного учебного плана в рамках внеурочной деятельности учащихся.

Курс рассчитан на 2 года обучения, реализуемый в течение 34 часов (1 час в неделю) в 5 классе и 34 часов (1 час в неделю) в 6 классе. Содержание учебного материала курса, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части (1:3) определяется в соответствии с уровнем подготовки учащихся и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов. Набор детей свободный, по интересам.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (текстом учебников, дополнительной литературой, энциклопедиями), профилями, диаграммами, рисунками, схемами, приборами. Освоение курса «Карта – второй язык географии» предполагает самое широкое использование школьных и школьно-краеведческих справочных, карт и атласов.

Методы обучения в основном не отличаются от общепринятых, то есть могут быть использованы словесные, наглядные и практические методы. В любом случае процесс обучения должен способствовать развитию творческой деятельности и активности учащихся, обеспечивая прочное и сознательное усвоение знаний, умений и навыков.

Содержание каждой темы включает в себя лекции, самостоятельную работу учащихся и большое количество практических работ. При выполнении самостоятельных заданий сочетаются вычислительные работы с картографическими. Практическая часть курса представлена выполнением простейших картометрических определений по картам: измерение высот и глубин, длин рек и дорог, площадей ареалов; расчетами морфометрических показателей по картам: плотности населения, расчленения рельефа, построение профилей. При организации занятий создаются ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную проектную работу, а также предлагаются групповые работы.

В процессе проведения занятий курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

    Определение координат и местоположения объектов на топографических и географических картах; определение расстояний между объектами.

    Ориентирование на местности, по планам и топографическим картам, чтение топографических карт, знание условных знаков.

    Составление планов местности.

    Чтение тематических карт, знание основных способов изображения.

    Выполнение простейших картометрических определений по картам: измерение высот и глубин, длин рек и дорог, площадей ареалов.

    Построение гипсометрических профилей.

    Описание места программы в структуре ООП

Реализация программы создаёт возможность для более качественного решения целей и задач, намеченных в основной образовательной программе школы. Работа по программе способствует индивидуальному развитию ребёнка в интеллектуальном направлении. Реализация программы позволяет решать задачи всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

    Описание ценностных ориентиров содержания программы

Формирование системы географических и картографических знаний как компонента научной картины мира;

Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умений ориентироваться по картам и компасу;

Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических и картографических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

    Результаты освоения программы

5 класс

Тема

Метапредметные

Предметные

Личностные

    Картография

(2 часа)

коммуникативные:

регулятивные:

    уметь самостоятельно выде

познавательные:

    уметь объяснять особенности планеты Земля;

    уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Обучающийся должен уметь объяснять :

    для чего изучают географию;

    специфику географии как науки;

    специфики методов географических исследований;

    отличительные особенности географических методов исследования;

    рациональность использования карт в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека.

    Земля и её изображение

(4 часа)

коммуникативные:

регулятивные:

    ставить учебную задачу под руководством учителя;

    планировать свою деятельность под руководством учителя;

    выслушивать и объективно оценивать другого;

Обучающийся должен уметь объяснять :

    особенности формы и размеров Земли;

    свойства плана местности и космических снимков;

    географические следствия вращения Земли.

Обучающийся должен умение определять :

    отличительные особенности изображений земной поверхности.

Обучающийся должен уметь:

использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации.

    формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

    Школа Робинзонов

(8 часов)

коммуникативные:

    . выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

регулятивные:

    ставить учебную задачу под руководством учителя;

    планировать свою деятельность под руководством учителя.

познавательные:

уметь определять стороны горизонта на местности.

Обучающийся должен уметь объяснять :

    объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «топографическая карта»;

    свойства топографической карты.

Обучающийся должен умение определят ь:

    направления (стороны горизонта) на топографической карте, плане и местности;

    с помощью компаса сторон горизонта.

Обучающийся должен уметь :

    строить простые планы местности;

    развитие личностной рефлексии, толерантности;

    формирование навыков работы по образцу.

    История географических открытий .

(9 часов)

коммуникативные:

    организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

    добывать недостающую информацию с помощью вопросов и карт.

регулятивные:

    ставить учебную задачу под руководством учителя;

    планировать свою деятельность под руководством учителя;

    выявлять причинно-следственные связи;

    определять критерии для сравнения фактов, явлений;

    выслушивать и объективно оценивать другого;

    уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

познавательные:

    уметь объяснять роль географических открытий для человечества;

    объяснять роль русских землепроходцев в изучении природы Земли;

    применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Обучающийся должен уметь объяснять:

    результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    влияние путешествий на развитие географических знаний.

Обучающийся должен умение определять:

    причины и следствия географических путешествий и открытий;

    маршруты путешествий.

Обучающийся должен уметь :

    называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

    показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

    создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

    формирование познавательного интереса к предмету исследования;

    Географическая карта.

(10 часов)

коммуникативные:

    организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

    выслушивать и объективно оценивать другого;

    уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

регулятивные:

    применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

    планировать свою деятельность под руководством учителя;

    выявлять причинно-следственные связи;

    определять критерии для сравнения фактов, явлений.

познавательные:

    устанавливать с помощью тематических карт географическое положение природных зон;

    уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Обучающийся должен уметь объяснять :

    значение понятий: «физическая карта полущарий», «карта природных зон», «природная зона», «арктика», «тайга», «степь», «пустыня», «экваториальный лес»;

    особенности природы природных зон и их обитателей;

Обучающийся должен умение определять:

    по карте положение природных зон и географических объектов;

    специфику природы, особенности растительного и животного мира;

Обучающийся должен уметь

    показывать по карте основные географические объекты и природные зоны мира;

    составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

    описывать природные условия природных зон;

    создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

    развитие личностной рефлексии, толерантности;

    формирование мотивации в изучении наук о природе;

    формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками;

    формирование навыков работы с картами по образцу.

6 класс

Тема

Метапредметные

Предметные

Личностные

    Уроки понимания карты. Географическая карта.

(13 часов)

коммуникативные:

    продолжить обучение в эвристической беседе;

    выделять главную мысль в тексте (смысловое чтение);

    добывать недостающую информацию с помощью карт.

регулятивные:

    уметь самостоятельно выде лять познавательную цель, необходимую информацию;

    ставить учебную задачу под руководством учителя;

    планировать свою деятельность под руководством учителя;

    выслушивать и объективно оценивать другого;

    уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

    применять методы информационного поиска.

познавательные:

    уметь объяснять особенности тематических карт;

    уметь объяснять значение географических карт.

Обучающийся должен уметь объяснять :

    особенности изображения земной поверхности на географических картах и глобусе;

    Значение и рациональность использования карт различного содержания в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека;

    приводить примеры географических карт.

Обучающийся должен умение определять :

    географические координаты объектов по физической карте полушарий и объекты по их координатам;

    определять абсолютные высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов.

Обучающийся должен уметь

    находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

    распознавать и показывать географические объекты на географических картах (простое чтение географических карт).

    развитие личностной рефлексии, толерантности;

    формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

    Мы юные картографы.

(8 часов)

коммуникативные:

    добывать недостающую информацию с помощью карт атласа и электронного приложения;

    формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

регулятивные:

    ставить учебную задачу под руководством учителя;

    планировать свою деятельность под руководством учителя;

    выявлять причинно-следственные связи;

    определять критерии для сравнения фактов, явлений;

    выслушивать и объективно оценивать другого;

    уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

познавательные:

    выделять специфические различия карт;

    устанавливать с помощью тематических карт географическое положение вулканов и гейзеров;

    делать выводы о значении карт;

    уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры.

Обучающийся должен уметь объяснять :

    особенности рельефа суши;

    уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры;

    объяснять значение карт различного содержания.

Обучающийся должен умение определять :

    отличительные особенности изображений земной поверхности;

    выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение географической карты).

Обучающийся должен уметь

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

    использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации;

    формирование целостного мировоззрения,

    формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

    Мы юные топонимисты

(7 часов)

коммуникативные:

    формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

    организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    о бщественно полезная практика по созданию проекта.

регулятивные:

    искать и выделять необходимую информацию.

познавательные:

    работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

    уметь объяснять происхождение названий географических объектов.

Обучающийся должен уметь объяснять :

    объяснять значение понятий: «топонимика», «топонимист»;

    происхождение названий географических объектов;

Обучающийся должен уметь :

    рассказать о происхождении названий географических объектов своей местности;

    создавать письменные тексты и устные сообщения о происхождении названий географических объектов на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    развитие личностной рефлексии, толерантности;

    формирование познавательного интереса к предмету исследования;

    формирование навыков работы по образцу;

    участие в социально значимом труде.

    Страны мира

(4 часа)

коммуникативные:

    формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

    добывать недостающую информацию с помощью художественной литературы и карт.

регулятивные:

    ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;

    выслушивать и объективно оценивать другого.

познавательные:

преобразовывать информацию из одного вида в другой;

использовать карты как источник информации;

создавать объяснительные тексты.

Обучающийся должен умение определять:

и показывать по карте местоположение отдельных стран Европы.

Обучающийся должен уметь :

    называть объекты культурного наследия;

    приводить примеры сказок;

    показывать на карте страну, в которой проживает автор сказки;

    наносить на карту и правильно подписывать географические объекты;

    составлять простые картосхемы;

    создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

    самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;

    предлагать маршруты путешествий.

    формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи;

    формирование познавательного интереса к предмету исследования;

    формирование навыков работы с картами по образцу.

    формулировать своё отношение к культурному и наследию народов Европы.

    Содержание программы

5 класс (34 часа)

Тема 1. Картография. (2 часа)

География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

(4 часа)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.

Практические работы:

Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

Практическая работа:

Путешествие по топографической карте”.

. (9 часов)

Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Глубоководные аппараты “Мир -1” и “Мир-2”.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.

(10 часов)

Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “Природные зоны в мультфильмах”.

6 класс (34 часа)

(13 часов)

Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Практические работы:

    Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.

    Определение географических координат.

    Составление географического описания по карте.

    Проект “Использование географических карт”.

Тем 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Практические работы:

    Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа

    Проект “Создаем конструктор литосферных плит”.

Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)

Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

Практические работы:

    Проект “Каталог географических названий Вологодской области”.

    Проект “Тропами Влогодского полесья”

Тема 4. Страны мира. (4 часа)

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Практическая работа .

    Проект "Сказочная карта Европы".

    Тематический план

5 класс

п/п

Разделы и темы

Практическая работа

Количество

часов

Вид занятия

Тема 1. Картография.

2

География как наука. Источники географической информации.

Вводное занятие (аудиторное)

Картография. Значение карт.

Диспут

Тема 2. Земля и её изображение.

4

Первые представления о форме Земли.

Выбор тем проектов

Форма, размеры и движение Земли. Глобус.

Занятие (аудиторное)

План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.

Защита проектов «Первые карты Эратосфена», «Изобретение компаса», «Космические снимки».

Практическая работа

Практикум

Тема 3. Школа Робинзонов.

8

План местности. Значение планов местности.

Постановка и решение проблемных вопросов

Топографическая карта. Условные знаки.

Занятие с использованием ИКТ (аудиторное)

Игра «Условные знаки».

Игра (аудиторное, подвижное)

Практикум

Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам.

Наблюдение местных признаков

Практикум (внеаудиторное)

Защита проекта «Компас».

Практическая работа

Практикум

Изображение неровностей земной поверхности.

Практикум

Игра «Путешествие по топографической карте».

Практическая работа

Игра (аудиторное, подвижное)

Тема 4. История географических открытий

9

Путешествия первобытного человека.

Занятие с использованием ИКТ (аудиторное)

Как люди изучали и открывали Землю.

Карты первых путешественников.

Занятие (аудиторное)

Составление атласа несуществующих земель и загадочных карт.

19-20

Накопление знаний о Земле. Защита проектов.

Занятие с использованием ИКТ

Современные экспедиции и исследования.

Занятие-практикум

22-23

Защита проектов «Современные экспедиции и исследования».

Практическая работа (самостоятельный выбор тем)

Занятие- практикум с использованием ИКТ

Тема 5. Географическая карта.

10

Занятие с использованием ИКТ

Физическая карта полушарий.

Практикум

Карта природных зон мира. Природные зоны.

Интерактивное занятие

Арктические пустыни.

Занятие с использованием ИКТ

Тайга. Смешанный лес.

Практическая работа с картами

Игра – экскурсия «Путешествие по степи».

Ролевая игра «Экскурсоводы» (аудиторное, подвижное)

Викторина «Обитатели пустыни».

Диагностическая метапредметная викторина

Загадочные джунгли.

Занятие с использованием ИКТ

32-33

Каталог «Природные зоны в мультфильмах».

Практическая работа над общим проектом

Метапредметная олимпиада

Диагностическая работа

Метапредметная олимпиада «План местности и географическая карта»

Резервное время

1

Всего

34

6 класс

п/п

Разделы и темы

Практическая работа

Количество

часов

Вид занятия

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта.

13

Многообразие геоизображений.

Вводное занятие (аудиторное)

Многообразие географических карт.

Занятие с использованием ИКТ

Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках.

Занятие-практикум (аудиторное)

Особенности изображения земной поверхности на географических картах.

Практическая работа: «Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов». Наличие искажений на географических картах. Представление о картографических проекциях и их видах.

Школа географа – следопыта. Глобус – модель Земли.

Практическая работа: «Освоение метода моделирования».

Практикум

Игра «В поисках капитана Гранта».

Игра (аудиторное)

Географические координаты – географическая широта.

Практикум

Географические координаты – географическая долгота.

Практическая работа: «Определение географических координат»

Практикум

Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности.

Практикум

Игра «Найди свой клад».

Игра (аудиторное, подвижное)

Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Занятие-практикум с использованием ИКТ

Использование геоизображений.

Практическая работа: «Составление географического описания по карте»

Практикум

Защита проектов «Использование географических карт».

Практическая работа

Занятие – практикум с использованием ИКТ

Тем 2. Мы юные картографы.

8

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания.

Занятие (аудиторное)

Анализ и сопоставление карт разной тематики.

Практическая работа: «Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа».

Занятие-практикум

Карта «Строение земной коры». Землетрясения.

Занятие - практикум с использованием ИКТ

Вулканы Земли.

Что такое гейзер?

Занятие (аудиторное)

Фотоколлаж «Вулканы Земли».

Фотовыставка

20-21

Проект «Создаем конструктор литосферных плит».

Практическая работа над общим проектом

Практикум

Тема 3. Мы юные топонимисты.

7

Что изучает топонимика? Сколько географических названий на всем земном шаре?

Диспут

.

Постановка и решение проблемных вопросов

Курьезы топонимики. .

Подготовка проекта

1

Занятие с использованием ИКТ

25-26

Географические названия в художественных фильмах и мультиках.

2

Занятие - игра

27

Географические названия своей местности.

Подготовка проекта

1

Общественно- полезная практика

28

Защита проектов «Каталог географических названий Вологодской области», «Тропами Вологодского полесья».

Практическая работа над общим проектом

1

Практикум

Тема 4. Страны мира.

4

29

Сколько стран на Земле?

1

Диспут

30

Страны Европы.

1

Занятие-практикум

31

Подготовка проекта "Сказочная карта Европы".

Подготовка проекта

1

Общественно полезная практика

32

Защита проекта "Сказочная карта Европы".

Практическая работа над общим творческим проектом

1

Практикум: защита творческого проекта

33

Олимпиада

Диагностическая работа

1

Олимпиада

Резервное время

2

Всего

34

    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

    Компасы, рулетки, глобусы

2. Настенные карты

3. Наборы топографических карт

4. Учебные атласы

5. Теллурий

6. Компьютер

7. Мультимедиапроектор

    Список литературы

    География: Справочные материалы: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000г.

    Андреев Н.В. Топография и картография. – М.: Просвещение, 2002.

    Берлянт А.М. Карта – второй язык географии. – М.: Просвещение, 2003.

    Гедымин А.В. Картографические проекции школьных карт. – М.: Просвещение, 2000.

    Куприн А.М. Слово о карте. – М.: Недра, 2001.

    Кусов В.С. Картографическое искусство Русского государства. – М.: Недра, 1999.

    Преображенский А.И. Экономические карты в преподавании географии. – М.: Просвещение, 1999.

    Эдельштейн А.В. Как создается карта. – М.: Недра, 1998.

    Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация. – М.: Мысль, 1995.

    Картография с основами топографии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Г.Ю. Грюнберга. М.: Просвещение, 2001.

Программа внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии»

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Фундаментального ядра содержания общего образования.

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.

О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “ Карта есть “ альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая”

Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.

Целесообразность курса. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами.

Актуальность курса . Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS -навигационных систем.

Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “ знание карты”.

Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся .

Место курса в системе географического образования в школе. Содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс “ Карта – второй язык географии” дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.

Форма организации занятий: кружок.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).

Основные принципы построения программы:

    преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

    последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

    сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

    личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся

Этапы реализации программы:

5-6 классы. Курс “ Карта – второй язык географии. Географические модели Земли” является пропедевтическим по отношению к остальным курсам.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.

задачи :

    формирование интереса к географии;

    дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;

    формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

    формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

    формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;

    формирования представления о странах мира.

7 класс. В курсе “ Карта – второй язык географии. География Земли” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.

Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование минимума знаний о странах и народах мира.

При изучении курса решаются следующие задачи :

    расширение представлений о природе Земли;

    создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;

    развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

    формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;

    развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

    развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

    формирование представления о странах и народах мира.

8 класс. Курс “ Карта – второй язык географии. География России” выполняет важную обучающую и идеологическую функцию.

Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

При изучении курса решаются следующие задачи :

    формирование умения работы с картами различного содержания;

    развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;

    формирование представления об изменениях административной карты РФ;

    формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;

    развитие чувства уважения к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;

    предпрофильная ориентация.

9 класс. Курс “ Карта – второй язык географии. GIS -технологии” способствует всестороннему развитию личности, успешной социализации выпускников и овладению важным средством анализа информации.

Цель: дать представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами (ГИС)).

При изучении курса решаются следующие задачи :

    показать основные отличия бумажных и электронных карт;

    познакомить с особенностями электронных карт и ГИС;

    показать возможность использования ГИС при выполнении творческих заданий и работе над проектами;

    формировать практические навыки работы с электронными картами и ГИС при работе над проектами;

    предпрофильная ориентация.

Содержание курса “ Карта – второй язык географии. Географические модели Земли ” (5-6 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание программы.

5 класс. 35 часов.

Тема 1. Картография. (2 часа)

География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.

Практические работы:

Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

Практическая работа:

Игра “ Путешествие по топографической карте”.

Тема 4. История географических открытий . (9 часов)

Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “ Кон -Тики”. Глубоководные аппараты “ Мир -1” и “ Мир -2”.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “ Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.

Тема 5. Географическая карта. (10 часов)

Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

Практическая работа:

Работа над общим проектом “ Природные зоны в мультфильмах”.

Содержание программы.

6 класс. 35 часов.

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)

Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

Практические работы:

Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.

Определение географических координат.

Составление географического описания по карте.

Проект “ Использование географических карт”.

Тем 2. Мы юные картографы. (8 часов)

Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “ Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

Практические работы:

Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа

Проект “ Создаем конструктор литосферных плит”.

Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)

Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

Практические работы:

Географические названия своей местности.

Проект “ Каталог географических названий Орловской области”.

Проект “ Тропами Орловского полесья”

Тема 4. Страны мира. (4 часа)

Сколько стран на Земле. Страны Европы.

Практическая работа .

Проект "Сказочная карта Европы".

Карты представляют собой тексты, «написанные» на особом языке. Картографическая знаковая система является языковым образованием. Рассмотренная в контексте семиотики, она обна­руживает весь спектр семиотических отношений – синтаксических, семантических и прагматических.

Известны замечательные слова Н. Н. Баранского, что «карта – вто­рой язык географии» и притом язык и более экономный и более доходчи­вый. Он писал: «1) карта – аль­фа и омега географии, начальным и конечный момент географичес­кого исследования; 2) карта – стимул к заполнению пустых мест; 3) карта – средство к выявлению географических закономерностей; 4) карта – необходимый посредник между крайне ограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громад­ным по своим размерам объектом географического исследования; 5) карта – «второй язык» географии; 6) карта – один из крите­риев географичности» . Можно сказать, что язык карты принципи­ально необходим географии.

Добываемые этой наукой знания в своей абстрагированной конкретности, в единстве общего и единичного выражаются пре­имущественно в картографической форме. Язык карты – это едва ли не основное средство выделения и «описания» объектов гео­графического изучения, географического моделирования, фикса­ции географических теорий. Наконец, язык карты может рассмат­риваться как системообразующая основа всего цикла географи­ческих наук, ключ к пониманию их целостности. Он играет важ­нейшую роль в осуществлении познавательной и практической функции географии.

Достаточно в этой связи напомнить, что с помощью карт установлены многие географические законы, введены в «обращение» модельные теоретические конструкции пространственной структуры различных явлений, стали доступными наблюдению и изу­чению ненаглядные аспекты действительности. От картографичес­ких образов-представлений берут начало многие научные геогра­фические понятия, вместе с новыми картами рождаются новые от­расли географии и направления научных поисков. С помощью карт регламентируются и планируются географические эксперименты, через их посредство идет внедрение новых методов исследования, внедрение результатов в практику.

Развитие интеграционных процессов в картографии, прогресс геоинформационного картографирования привели к развитию ново­го научного направления – геоиконики как науки о геоизображениях (Берлянт, 1996).

В последние десятилетия видное место в картографии заня­ла языковая концепция в разных ее модификациях. Истоки ее про­слеживаются в трудах видных отечественных и западных картографов: М. К. Бочарова, М. Бертэна, А. Ф. Асланикашвили, Л. Ратайского. Сегодня эта концепция составляет как бы «третью силу» в теории картографии и развивается в нескольких направлениях: как «чисто» семиотический подход, как языковые подход и как соединение обоих этих подходов.

Анализ теоретической мысли за последние полвека показы­вает, что в картографии долгое время (с 40-х до начала 60-х годов) господствовала модельно-познавательная концепция , в зна­чительной мере опиравшаяся на теорию картоведения, разработан­ную Н. Н. Баранским, К. А. Салищевым и их многочисленными после­дователями. Ее основные положения сводятся к следующему: карто­графия – наука о познании действительности посредством картографического моделирования; карта – образно-знаковая модель действительности; картографическая генерализация – процесс целенаправленного отбора и обобщения показываемых объектов, способствующим более отчетливому проявлению основных элементов и связей, получению качественно новой информации; основные нап­равления теоретических исследований – системный подход в кар­тографии, картографическое моделирование, использование карт, развитие теории географической картографии; основные контакты – с географией, и другими науками о Земле и обществе, с техничес­кими науками, теорией и методологией, познания.

В начале 60-х годов возникает коммуникативная концепция , как отклик на внедрение в картографию информационных идей и компьютерных технологий и при этом некоторого удаления ее от материнской науки – географии. Коммуникативная концепция трак­тует картографию как науку о передаче пространственном инфор­мации, как особую отрасль информатики, а карту рассматривает, как канал информации, средство коммуникации между создателем карты и ее потребителем.

Главные положения теории языковой концепции сводятся к тому, что картография – это наука о языке карты, одна из отраслей семиотики, а следовательно карта – особый текст, составленный с помощью картографическом языковой системы. Основные направ­ления исследований – развитие и совершенствование языка карты, его грамматики, методов автоматизированного конструирования картографических знаковых систем и текстов, а главные внешние контакты картографии видятся во взаимодействии с семиотикой, лингвистикой, теорией информации, компьютерной графикой, с географическими науками.

Геоиконика изучает общее свойство всех геоизображений: карт, электронных карт, аэро- и космических снимков, стереоизображений и компьютерных анимаций, трехмерных моделей и др.

Язык карты, как систему, образуют совокупности исходных элементов – знаков (словарь) и правила их комбинации в тексте (грамматика).

Основные функции языка карты – коммуникация, моделиро­вание и познание. Карта представляет собой незаменимое средство хра­нения и передачи пространственной информации, обладает определенной информационной емкостью (объемом информации на единицу площади), ко­торая в десятки и сотни раз превосходит информационную емкость печатного текста.

Будучи образно-знаковой моделью, карта является важным элементом эвристического мышления, создания картографического образа, который представляет собой пространственную комбинацию картографических знаков, воспринимаемая читателем карты или распознающим устройством. Под термином «пространственная комбинация» понимается совокупность картографических знаков с их сочетаниями, связями, таксономической соподчиненностью и группировками.

А. М. Берлянт ввел в научный оборот термин «геоизображение», под ко­торым подразумевается «любая пространственно-временная, масштабная, ге­нерализованная модель земных (планетных) объектов или процессов, представленная в графической образной форме .

Так происходит обогащение понятийно-терминологического словаря картографии (и развитие этой науки), что не может не сказываться на системе географических наук в целом, на профессиональном географиче­ском языке и методах исследования.

Из вышеизложенного вытекает, что все содержание карты можно рассмотреть как единство отображения двух сторон действительности: 1) пространства и 2) содержания. Первая сторона отражается прост­ранственным «поведением» знака, вторая – закодированным в нем зна­чением. Закодированное в знаках значение можно изложить гораздо шире и в любой степени детальности языком слов. Но конкретность, которую отображают знаки своим пространственным «поведением», никаким иным языком нельзя отобразить.


Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1960. С. 275-276, 290.

Географическая карта является главным дидактическим пособием в преподавании географии. На уроках с помощью карты мы можем увидеть сразу всь мир и более детально изучить его чсти. Без карты не могла бы существовать география, как наука о Земле. В процессе работы с картой на уроке мы используем ее как источник новых знаний - это помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта – живой язык географии

Меняется все! Времена, нравы, даже ход светил.

Неизменным остается одно – бесконечная любознательность человека.

Н.Н. Баранский

География традиционно считается одним из классических школьных предметов. «Хотя зенит ее славы давно прошел, она привыкла довольствоваться положением "золотой середины" школьных предметов, отвечая за свою нишу в среднем образовании. Ведь никто не может отрицать того, что это единственный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное и системное представление о Земле как о планете людей. Географическая культура служит важной составной частью общей культуры человека. Язык географических названий, в отличие от языка формул и уравнений, давно уже стал языком общекультурного общения людей» (5). Именно на уроках географии важно формирование этнокультурного компонента. Составляющей является работа с географическими картами. А вновь возникающие потребности общества выдвигают необходимость создания методики работы с картой. «География» в переводе означает «землеописание», что остается до сих пор ее основной целью. Среди множества задач географии - выявить особенности взаимодействия разных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места, то есть решить задачу описания территории. Многие учителя географии (и я в том числе) считают, что наибольшее практическое значение во всем разнообразии школьной географии имеет картографическое направление. Только карта может дать человеку представление о положении в пространстве. Как известно, без географической карты нет географии. «И человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету, и дающим детальную картину ее отдельных частей, природы, населения, хозяйства. Это средство – географическая карта» (2). Географическая карта является главным дидактическим пособием в преподавании географии. Почему же так велика роль карты в географии? Это определяется спецификой нашего предмета. «Земля столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико» (2). На уроках с помощью карты мы можем увидеть сразу весь мир и более детально изучить его части. Без карты не могла бы существовать география, как наука о Земле. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты. « И уже в каменном веке создавались предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ, схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека - наскальная живопись» (4).

Что дает карта в преподавании географии? Мы с учениками можем по карте определять географическое положение какого-либо объекта. Посредством определения географических координат, можем точно определить местоположение этого объекта. Карта показывает нам размещение интересующих объектов на поверхности Земли. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение географических явлений и процессов. Можно изучать не только положение, но также размеры и форму географических объектов. При помощи карты мы на уроках изучаем географическую номенклатуру. Географическая карта – это не только инструмент познания и наглядное пособие, она – как увлекательная книга. Поэтому задача любого учителя – это, прежде всего, научить школьника работать с географической картой – сформировать навыки чтения карты. «Географическая карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа с картами атласа и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает устную речь» (3). В процессе работы с картой на уроке мы используем её, как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике, как источник знаний об изображённом объекте или явлении, как источник новых знаний, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых. Это помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.

« Быстрое развитие компьютерных технологий в современном мире, внедрение их во все сферы человеческой деятельности делают проблему компьютеризации современного образования одной из наиболее актуальных. Компьютерная грамотность становится сегодня не только характерной чертой специалиста – профессионала, но и является важным показателем общей культуры человека» (7). Поэтому, одно из направлений совершенствования работы современного учителя географии связано с активным применением компьютера на уроках географии. Выполнение функции управления учебной деятельностью – существенный признак применения компьютера, как обучающего средства.

Физическая география – школьный предмет, призванный сформировать образное представление у детей о нашей планете. Считаю, что необходимо вместе с изучением учебника и устным изложением материала обязательно использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, а так же современные геоинформационные технологии и ресурсы Интернета. «Использование Интернета в учебном процессе имеет позитивные характеристики - у школьников формируются мыслительные навыки, развиваются навыки выбора нужной информации, возрастает информационная грамотность» (6). Применение в школе современных форм уроков, в частности урока с использованием Интернет-ресурса, – это мощный стимул в обучении географии. Информационные технологии с правильно используемыми педагогическими технологиями, создают необходимый уровень качества, вариативности и дифференциации обучения. Нестандартные и занимательные задания, при выполнении которых ученик обращается к карте, развивают образное мышление ребенка, умение анализировать получаемую информацию.

Материал, который мы даем на уроке - объемный и разноплановый. Интернет-ресурсы помогают дополнить урок необходимыми картами, восполняют недостаток необходимых карт. Ресурсы Интернет, электронные учебники, презентации применяются мною на уроках в различных целях: для обеспечения самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.

Например, шестиклассники только начинают познавать мир, им сложно усваивать большой объем информации. Поэтому на уроке им можно увидеть не только тот вулкан, что изображен в учебнике, а познакомиться с вулканами Коровина, Павлова, Вельяминова, названными в честь русских исследователей северо-западной Америки ( http:// www.ecosystema.ru .). Чем больше характерных черт каждого вулкана запомнит ребенок, тем более комплексным и реалистичным будет для него это понятие. Все рассматриваемые объекты обязательно во время занятий находить на карте и в атласе.

Используемая литература:

6. Заяц Д.В. Интернет- ресурсы на уроках географии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г.

7. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии. Научно-методический журнал « География в школе», М.: «Школа-пресс», № 2, 2001 г.





Развитие картографии За тысячелетия карты изменили свой облик: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными, затем печатными гравюрами, а теперь, электронными видеоизображениями. За тысячелетия карты изменили свой облик: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными, затем печатными гравюрами, а теперь, электронными видеоизображениями. Но суть картографии остается прежней - она остается средством познания и объяснения мира. Но суть картографии остается прежней - она остается средством познания и объяснения мира.








«Карта есть главное орудие для географа. При её помощи он подготавливает свои исследования, на неё же наносит свои результаты, которые будут служить ему для дальнейшего продвижения вперед. Карта есть удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения». Ю. Шокальский




Баранский Н. Н. о роли карт в географии: «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования». «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования». «Карта – один из критериев географичности». «Карта – один из критериев географичности». «Карта – стимул к заполнению пустых мест». «Карта – стимул к заполнению пустых мест». «Карта – второй язык географии». «Карта – второй язык географии».





Термин «карта» происходит от греческого слова «chartes», которое означало лист папируса для письма. Термин «карта» происходит от греческого слова «chartes», которое означало лист папируса для письма. Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков (под объектами подразумеваются любые предметы и явления окружающей действительности). Картой называется построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, показывающее расположенные на ней объекты в определенной системе условных знаков (под объектами подразумеваются любые предметы и явления окружающей действительности).


Картографические произведения Произведения, главной частью которого является картографическое изображение (т. е. картографическими произведениями являются глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т. п.); Произведения, главной частью которого является картографическое изображение (т. е. картографическими произведениями являются глобусы, карты, атласы, рельефные карты и т. п.);


Виды карт Географическая карта карта поверхности Земли (более полно географическую карту можно определить как построенное в картографической проекции, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли и ее части, показывающее разме­щение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в определенной системе условных знаков) общегеографическая карта географическая кар­та, отображающая совокупность основных элементов местности; Географическая карта карта поверхности Земли (более полно географическую карту можно определить как построенное в картографической проекции, уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли и ее части, показывающее разме­щение, состояние и связи природных и общественных объектов и явлений в определенной системе условных знаков) общегеографическая карта географическая кар­та, отображающая совокупность основных элементов местности; Топографическая карта подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положе­ние точек. Топографическая карта подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положе­ние точек. топографический план картографическое изображе­ние на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна поверхности не учитывается. топографический план картографическое изображе­ние на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе ограниченного участка местности, в пределах которого кривизна поверхности не учитывается. Тематическая карта карта, основное содержание ко­торой определяется отображаемой конкретной темой; Тематическая карта карта, основное содержание ко­торой определяется отображаемой конкретной темой;


Атлас картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединенных общей идеей. Впервые название «атлас» применительно к собранию карт было предложено выдающимся голландским картографом Меркатором (1595) в честь Атласа - мифического короля Ливии. картографическое произведение, состоящее из многих карт, объединенных общей идеей. Впервые название «атлас» применительно к собранию карт было предложено выдающимся голландским картографом Меркатором (1595) в честь Атласа - мифического короля Ливии.


Интересно Самая древняя из дошедших до наших дней карта датировалась 2250 г. до н. э. Она представляла собой глиняную табличку, на которой изображены р. Евфрат, север Месопотамии. Рельефная карта Американского штата «Калифорния, изготовленная в 1924 г., имела размеры 13, 7 м на 5,5 м и имела вес 39 т. Первой русской картой является «Старый чертеж», составленный в 1497 г. итальянцами, жившими в Москве.