Лингвистические игры для детей. Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников. Словесная игра “Табу”

1

1 Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации

В статье на основе электронного пособия по русскому языку для подготовительного курса показана роль лингвистических игр, которые способствуют повышению интереса обучающихся к изучению русского языка. В ходе обучения военнослужащих иностранных армий в военных вузах России описывается опыт подобной работы в Вольском военном институте материального обеспечения. Проведен психолого-педагогический анализ лингвистических игр, сравниваются игровые методики на занятиях русского языка как с обучающимися средних общеобразовательных школ, так и образовательных организаций высшего образования. Особое внимание уделяется анализу игровых ситуаций на занятиях русского языка как иностранного. Приводятся примеры лингвистических игр на занятиях с военнослужащими иностранных армий, среди них дидактические, сюжетно-ролевые, исследовательские игры, игры-загадки, проблемные ситуации, диалоги занимательного характера, тренинги, игры «на преодоление препятствий», составление текстов на заданную тему и др. Авторы приходят к закономерному выводу о том, что игры развивают память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Благодаря лингвистическим играм у обучаемых развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции предложений, появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия лексических, грамматических, синтаксических норм русского языка.

игра на занятии

лингвистические игры

русский язык как иностранный

1. Антонова Ю.А. Методические приемы преподавания русского языка как иностранного [Текст] // Лингвокультурология. – 2010. – № 4. – С. 5–14.

2. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи: учебник / О.И. Глазунова; ил. В.А. Березина [Текст]. – М.: КНОРУС, 2012. – 248 с.: ил.

3. Кон И.С. Социология личности / И.С. Кон [Текст]. – М.: Политиздат, 1968. – 383 с.

4. Крупская Н.К. Пед. соч. / Н.К. Крупская [Текст]. – Т. 3. Обучение и воспитание в школе [Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. Подгот. текста и примеч. Э.М. Цимхес]. – М.: Изд-во АПН, 1959.

5. Никитенко Г.Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка / Г.Ю. Никитенко [Текст] // Русский язык в школе. – 1991. – № 6. – С. 8–12.

6. Постникова О.А. Лингвистические игры на занятиях русского языка как иностранного / О.А. Постникова [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сб. мат. IX Межд. науч.-практ. конф. / под ред. канд. техн. наук, проф. ген.-м. М.М. Горбунова. – М.: Изд-во «Перо»; Вольск: ВВИМО, 2015. – Ч. 5. Актуальные проблемы военно-гуманитарных наук. – Кн. 1 (Психолого-педагогические науки о войне и армии); Л–Я. – С. 84–88.

7. Русский язык. Элементарный курс: Электронное учебное пособие / М.К. Кушеева, О.А.Постникова, Н.Г. Никитина, С.В. Чернышова, С.А. Давыдова, Е.В. Дьяченко, В.В. Романова. Под ред. канд. пед. наук, доц. А.В. Немчининова [Эл. ресурс]. – Вольск: ВВИМО, 2016. – 3500 Мб.

8. Чумпалова И.Ю. Элементы занимательности на уроках русского языка / И.Ю. Чумпалова [Текст] // Русский язык. – 2008. – № 24 (551). – 16–31 декабря. – С. 20–26.

Русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам. Привить интерес к учению, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний - это главная задача педагога. О том, что интерес к делу помогает его освоить, облегчает работу, писала еще Н.К. Крупская: «Интересная работа облегчает ее выполнение, учить лучше работать, лучше воспитывать сознательное отношение к труду» . Важнейшее условие заинтересованного отношения обучающегося к предмету - это личность педагога, его увлеченность своим делом. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их» . Но в современных условиях необходимо еще и применение на уроках русского языка разнообразных форм и методов обучения. В частности - использовать игровые моменты и лингвистические игры. «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Ф.И. Буслаев . Нельзя забывать и то, что игра - естественная потребность не только для детей, но и взрослых. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связана с возрастом человека.

Одной из первых попыток определения игры в лингвистике была идея языковых игр Л. Витгенштейна. Особое звучание эта проблема приобрела в советской педагогике. Потребность в игре в ней утверждалась зависимой от творческих возможностей личности обучающегося. Ведь они «...направлены на закрепление теоретических сведений по языку», «помогают повторить и закрепить основные правила фонетики, морфологии и синтаксиса» (как утверждается в это время в работах Л.Р. Зиндера, Н.А. Кондрашова, Л.Ф. Колосова, Л.П. Рупосовой, М.А. Корчица, В. Алпатов и др.). Ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман) указывали, что получение удовольствия, радости, положительных эмоций является одной из побудительных сил, порождающих игру. Игра по своему происхождению и содержанию социальна. «Игра - эта такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» .

Но особым интересом в среде педагогов-филологов к лингвистическим играм характеризуются последние 20-30 лет. Это нашло отражение в работах Т.А. Гридиной, В.З. Санникова, А.И. Сковородникова, Н.И. Формановской, О.Н. Паршиной, О.С. Иссере, Ю.В. Бульиной и др. и объясняется тем, что лингвистические игры - развивают интеллект и творческие способности обучающихся (Д.В. Любич, М.А. Кронгауз), позволяют лучше понять законы языка, развивают внимание, память, сообразительность (С.И. Львова), в них особое внимание уделяется «речевой среде обитания» человека: разговорной речи, фольклору, художественной литературе (Б.Ю. Норман).

Современные лингвистические игры на занятиях по русскому языку помогают возбуждению эмоций, удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата. Особо это становится заметным на занятиях русского языка как иностранного с курсантами иностранных армий. Данный опыт имеется на кафедре русского языка Вольского военного института материального обучения (ВВИМО), где проходят подготовку обучающиеся из стран как Ближнего, так и Дальнего зарубежья (в т.ч. из Анголы, Камбоджи, Кубы, Мали, Монголии, Нигера). Отличительной особенностью подготовки обучающихся из армий стран Дальнего зарубежья является то, что срок их обучения увеличен на один курс - подготовительный (на котором в основном ими осваивается русский язык).

Принято различать два основных типа лингвистических игр: игры с фиксированными и открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство познавательных и дидактических игр, а также развивающих. Ко второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.

Обычно выделяются такие типы игр: дидактические игры - специально разрабатываемые для обогащения естественнонаучных знаний, развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры - игры, в которых обучаемые имитируют реальную деятельность. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают инициативу, творчество, наблюдательность.

Основываясь на этих принципах, на кафедре русского языка ВВИМО и в соответствии с требованиями Министра обороны РФ электронное учебное пособие «Русский язык. Элементарный курс», созданное педагогами кафедры для курсантов-иностранцев подготовительного курса, содержит в основном учебный материал с элементами лингвистических игр и заданий [см.: 7].

Лингвистические задания учебного пособия включают в себя:

Собственно игры (игры-загадки, игры-задачи, игры-сцены);

Видеорассказы о языке (ситуативные - с реальными ситуациями из жизни языка, его использование, лингвистические миниатюры, включающие элементы фантастики);

Диалоги занимательного характера (они представлены в виде тестов по принципу «да - нет» - его обучающийся отгадывает, т.е. находит искомое);

Исследовательские игры (интерес к ним рождается под влиянием предлагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью: обучающемуся предлагается вести исследование, конечно, посильное). Интерес вызывают многие задания необычностью формулировки темы, занимательным характером: «Цвет моей республики» (о цветовой символике, геральдике, фалеристике); «Почему русский язык стал средством межнационального общения в России?»; «В творческой лаборатории писателя»; «Лингвистика и Вооруженные силы (тыл Вооруженных сил)» и т.д.

Данное электронное учебное пособие создано на базе программы SunRav Book, рекомендованной письмом начальника военных образовательных организаций высшего образования В. Горемыкина. Оно состоит из 6 разделов - титульного листа, введения, материала учебного пособия, заключения, списка рекомендованной литературы и тестовой части. Лингвистические игры стали основой для раздела с учебными материалами, для удобства обучающихся разделенного на 13 учебных модулей.

Рассмотрим подробнее некоторые их.

Первый модуль (текст) «Комната» начинается с описания комнаты, в которой живет курсант. Так как на этом этапе занятия обучающийся еще практически не владеет русским языком, все слова в тексте проиллюстрированы соответствующими картинками, которые вызываются гиперссылками. Так, с помощью наглядных примеров, в игровой форме курсант осваивает азы чужого для него языка. В последующих текстах этот прием сохранен, но проиллюстрированы будут только новые (вновь вводимые) слова.

Уже в первом тексте в качестве лингвистической игры используется задание на подбор синонимов (например, к словам «рядом», «в центре», «здесь»). На последующих занятиях это задание усложняется. Примерами организации и проведения лингвистических игр на синонимию (или антонимию) можно назвать такие упражнения:

1) продолжите чайнворд терминов лингвистики: суффикс - синоним, местоимение - … (при затруднении в поиске термина на последнюю букву можно использовать вторую и даже третью букву от конца: местоимение - норма…);

2) пустые клетки нужно заполнить синонимами к словам левого столбца (количество букв в слове левого столбца и в его синониме в правом столбце должно быть одинаковым);

Ответ: мощь, пламя, заступ, селение, имитация, совещание, содержание, изумительно.

3) постройте «лесенку» к синонимам и антонимам (по принципу предыдущего задания, можно использовать слова одного тематического ряда для каждой строки);

4) вспомните пословицы, в которых есть антонимы: а) дело - потеха; б) слово - молчание; в) старый - новый; г) ученье - неученье; д) подальше - поближе.

Ответ: а) делу - время, потехе - час;

б) слово - серебро, молчание - золото;

в) старый друг лучше новых двух;

г) ученье - свет, а неученье - тьма;

Для закрепления изученного материала используется уже упомянутый выше прием наглядных примеров. Например, задание закончить или дописать фразу, вставить пропущенные слова, ответить на вопросы контрольного теста. В качестве подсказки с помощью гиперссылки обучающийся вызывает соответствующую иллюстрацию. Так, в игровой форме он с легкостью осваивает учебный материал.

Игровое задание описать комнату по картинке призвано развивать речь курсанта-иностранца. Для него подобраны типовые, знакомые по повседневной жизни виды комнат (из курсантского общежития). В качестве образца после этого задания приводится видеоролик с готовым (лучшим) рассказом курсантов, что создает импульс для соревновательности между обучающимися.

Второй модуль «Аудитория» начинается также с текста, но в качестве объекта игры становится уже учебное помещение, а иллюстрации-подсказки касаются больше не предметов, а их признаков. Этот же принцип последовательно внедряется в игровых заданиях: подобрать слова и словосочетания, составить словосочетания из приведенных слов, вставить пропущенные слова в текст.

Усилия в этом направлении в итоге (к концу обучения по данному учебному пособию) приводят к решению учебной задачи такого порядка: «Составьте загадки путем указания ряда признаков предметов. Используйте перечни признаков из «Словаря эпитетов». Составьте загадки к словам язык, танк, бой, война». Ответ: звонкий, красивый, чистый, понятный - что это? (язык). Бронированный, гусеничный, быстроходный - что это? (танк). Кровавый, ожесточенный, последний, морской - что это? (бой). Мировая, Отечественная, локальная, смертоносная, Семилетняя - что это? (война).

Модуль «Мой рабочий день». Объектом игры становятся действия курсанта на протяжении рабочего дня, а иллюстрации-подсказки помогают определить не только предметы, их признаки, но и действия. Обучающиеся строят фразы, подбирают нужные глаголы, отвечают на вопросы, составляют план текста, передают содержание по плану, рассказывают о рабочем дне. Примером лингвистической игры, проводимой на основе изученного материала, служит игра «Снежный ком», организуемая во время практического занятия. Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: Курсант читает текст. Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: Курсант читает интересный текст. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

Материал модуля «В библиотеке» призван, во-первых, закрепить и систематизировать ранее изученный материал, во-вторых, привить в игровой форме интерес к чтению, к сознательному использованию материала учебной библиотеки и учебного кабинета кафедры. Его продолжением во время учебного занятия является игра «Эрудит», которая не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора курсантов-иностранцев.

Угадай слово по толкованию его лексического значения.

а) Тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, Родине (патриот).

б) Тот, кто защищает свою Родину (воин).

в) Эта наука изучает бой как одно из важнейших явлений войны (тактика).

г) Это организованная борьба подразделений и частей в целях уничтожения живой силы и техники противника (бой).

д) Какое оружие включает пулеметы различного калибра и назначения, винтовки, карабины, автоматы, гранатометы, пистолеты, гранат (пехотное).

е) Это оружие, приборы и машины вооруженных сил, обеспечивающие их боевую деятельность (военная техника).

Модули «Выходной день», «Семья» предназначены для изучения падежных окончаний существительных, модуль «Мой друг» - окончаний прилагательных, модуль «В столовой» - спряжения глаголов. Изучение военно-специальной терминологии приходится на модули «В магазине», «Разговор по телефону», «В поликлинике». В ходе освоения их материала с обучающимися разыгрываются такие ситуации:

1) В модуле «Выходной день» курсантам дается задание вставить пропущенные буквы на скорость (должно получиться 7 слов): сы…ыб…дре…тран…втобу…емь…блоко.

Ответ: сыр, рыба, адрес, страна, автобус, семья, яблоко.

2) В итоге освоения модуля «Семья» курсанты подбирают к русским пословицам синонимичные пословицы своего народа (ангольские, малийские, нигерские, камбоджийские, монгольские, йеменские и др.). Тематика может быть разнообразной, в зависимости от темы. Например, пословицы о Родине и патриотизме.

Русские пословицы

Пословицы народов мира

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша

Как ни плохо бедняку дома, на чужбине хуже (Нигер)

Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно

Лучше иметь тысячу врагов вне дома, чем одного внутри дома (Йемен)

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха

Кто отказывается от своей родины, - умирает в одиночестве (Мали)

Береги землю родимую, как мать любимую

Встречай врага в поле, иначе придется выгонять его из своего дома (Ангола)

Жить - Родине служить

Если подошел к хижине тигр и присел - жди несчастья (Камбоджа)

Подобные задания приводятся в электронном учебном пособии и к другим модулям.

Модуль «Город Вольск» - обобщающий. Его игровые задания закрепляют навыки обучающихся в использовании понятий и фраз русского языка с опорой на знакомое курсантам окружение. В этом модуле они закрепляют умения правильно составлять словосочетания из известных слов, существительных, прилагательных, глаголов, изменять их окончания в соответствии с лингвистической ситуацией, дополнять текст соответствующими словами, словосочетаниями, фразами. В качестве вспомогательного материала в модуль включены соответствующие видеосюжеты.

Модуль «Наш военный институт» связан с образовательной специализацией курсантов - будущих офицеров материально-технического обеспечения армии и флота. Он предназначен для первичного ознакомления обучающихся как с кафедрами и дисциплинами военного института, так и с его материально-технической базой. Данный модуль выстроен в виде виртуальной экскурсии, что позволяет в игровой форме, просматривая иллюстрации и видеосюжеты, прослушивая аудио-сопровождение к тексту, решая простейшие лингвистические задачи, познакомиться с учебными дисциплинами, аудиториями, преподавателями, с которыми курсантам предстоит встретиться на 1-м и последующих курсах.

Среди игровых ситуаций, предлагаемых в пособии, можно назвать следующие:

1) Сгруппируйте слова с одинаковым корнем: преподаватель, курсант, опыт, холодильник, спорт, офицер, поход, техника, общество, оборудование, глубина, преподавательский, курсантский, опытный, холодильный, спортивный, офицерский, походный, технический, общественный, оборудованный, глубокий.

2) Особое значение приобретают лингвистические игры, связанные с организацией материально-технического обеспечения. Так, при изучении тем, связанных с организацией продовольственного обеспечения, используются такие задания: Какой фразеологизм родился из этого исторического факта? Каково его значение?

«В старину на Руси соль была достаточно дорогим продуктом. Ее привозили из дальних стран, налог на соль был очень высоким.

Сейчас мы солим пищу во время ее приготовления, но на Руси было иначе. Варили, жарили, пекли без соли, а хозяин за столом солил уже готовое блюдо. Иногда, чтобы показать свое расположение, хорошее отношение гостю, он пересаливал, а иногда наоборот».

Ответ: Уйти несолоно хлебавши - остаться неудовлетворенным, разочароваться, не получить того, на что рассчитывал [см.: 6].

Таким образом, лингвистические игры на занятиях русского языка как иностранного в военном вузе являются эффективным инструментом обучения военнослужащих из иностранных армий. У курсантов развиваются память, внимание, способность сосредоточиться и умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия норм языка. Развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции. Коллектив кафедры русского языка ВВИМО максимально использовал этот потенциал при создании электронного учебного пособия «Русский язык. Элементарный курс» для курсантов из армий иностранных армий Дальнего зарубежья. Апробация его учебного материала успешно началась в 2015/16, а предварительные шаги были сделаны еще в 2014/15 учебном году, о чем неоднократно докладывалось на конференциях и форумах.

Библиографическая ссылка

Постников С.В., Постникова О.А. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВОЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25066 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Лингвистическая игра для учащихся 6-7 классов «Полиглот» Предмет: русский язык, английский язык. учитель русского языка и литературы МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» МО «Ахтубинский район» Астраханской области Самсонова Светлана Владимировна.

Пояснительная записка. Это внеклассное мероприятие проводится в рамках недели русского языка, но в сотрудничестве с учителями английского языка. Все задания проводятся в игровой форме, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, даёт возможность работать в группе. В игре могут участвовать учащиеся 6-7 классов. Участие в игре мотивирует учащихся изучать иностранные языки, учит бережному отношению к слову. План проведения.

  1. Объявление темы игры, представление участников, ознакомление с правилами игры. Блиц -турнир. Знакомство с известными полиглотами. Игра «Занимательное языкознание» Игра «Переводчик» Игра «Любимые блюда национальной кухни» Игра «Знаешь ли ты английский?» Игра «Общечеловеческая копилка народной мудрости». Подведение итогов игры, награждение лучших игроков.

Лингвистическая игра «Полиглот» Цель : вызвать у учащихся интерес к изучению иностранных языков, формировать бережное отношение к русскому языку, способствовать формированию грамотной речи, развивать умение работать в группах. Ведущий: Уважаемые посетители, вы присутствуете сегодня на открытии кафе «Полиглот» Ведущая : Разрешите познакомить вас с программой нашего мероприятия: Во-первых, Вас ожидает знакомство с именитыми гостями кафе «Полиглот», с теми, кого можно назвать великими полиглотами. Во-вторых, мы отправимся в виртуальное путешествие по стране «Языкознание». Ведущий: Далее мы предлагаем развлекательную игру «Переводчик», которая завершится вкусным конкурсом «Блюда национальной кухни». Гостеприимная Англия пригласит вас в гости, с одним условием: если вы готовы положительно ответить на вопрос: Do you speak English?И, наконец, мы откроем для вас «общечеловеческую копилку» слов и выражений. Итак, 3 главных столика занимают наши команды.Они участвуют в состязании на звание «Почётный полиглот» Первоначальное количество очков вы сможете получить, ответив на вопросы блиц -викторины. Блиц-викторина. 1. Что такое лингвистика? (наука о языке) 2. Крошки-птички сели в ряд и словечки говорят. (буквы) 3.Как называется самая древняя русская летопись? («Повесть временных лет») 4. Что неправильно в словосочетании «всемирно известное МГУ»? (известный университет) 5.Чем ямб отличается от хорея? (ударением) 6. Какое слово пропущено в предложении «Москва – столица нашей Родины»? (есть) 7. Чем отличаются слова «огурец» и «помидор» с точки зрения языкознания? (Исконно русское и заимствованное) 8. Какие языки относятся к восточнославянской группе языков? (русский, украинский, белорусский) 9. Что такое оксюморон? (сочетание несопоставимых понятий)

10. Кого по праву называют основоположником современного русского языка?(А.С.Пушкина).

11. Наука о языке. (Лингвистика.) 12. Главное назначение языка. (Средство общения, средство выражения мысли.) 13. Знаток многих языков. (Полиглот.) 14. Назовите страну, в которой четыре государственных языка. (Швейцария: немецкий, французский, итальянский, ретороманский.) 15. Назовите автора следующего высказывания: «Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». (Н. В. Гоголь.) 16. «Толмач» – кого так раньше называли? (Переводчик.) 17. В какую часть слова советует «зрить» русская пословица (корень) 18.Как называют слово, образованное из начальных звуков слов или названий их начальных букв?(аббревиатура) 19. Под каким названием Михаил Ломоносов объединил части речи: существительное, прилагательное, числительное? (имя) 20.Какой частью речи великий русский поэт Пушкин предлагал «жечь сердца людей» (глаголом) 21.Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные) 22. Может ли судьба человека зависеть от одной запятой? (Казнить нельзя помиловать) 23. Как вы понимаете фразу из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»? «В комнате стоит такое амбре»? (такой запах) 24. Какую фамилию носит судья в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя? (Ляпкин-Тяпкин) Подведение итогов блиц- викторины. Ведущая: Сколько всего языков в мире? Почему мы говорим на разных языках? Возможно ли появление новых языков? Ответить на эти вопросы непросто. Библейская история гласит, что когда-то люди говорили на одном языке, но они были так горды, что решили возвести высокую башню, чтобы прославить себя и стать выше бога. И тогда произошло смешение языков, которое назвали «Вавилонским столпотворением», ибо люди превратились в толпу. в которой не один не понимал другого, т.к они стали говорить на разных языках. Для того чтобы понимать друг друга, людям приходится сегодня изучать другие языки. В мире насчитывается свыше 6 тысяч языков. Сколько языков может выучить человек за свою жизнь? Знаете ли вы, что человека, знающего несколько языков, принято называть полиглотом.

Согласно академическому словарю иностранных слов, ПОЛИГЛОТ (от греческого polyglottos - "многоязычный") - человек, владеющий многими языками. Но многими–это сколькими? Сами полиглоты считают: кроме родного нужно знать в совершенстве не менее четырех языков: абсолютно свободно и желательно без акцента разговаривать на них, максимально точно переводить звучащую речь и письменный текст, грамотно и понятно писать.

Кого же мы можем назвать настоящими полиглотами? (Итальянский кардинал Меццофанти, империатрица Екатерина Вторая,председатель наркома просвещения Луначарский и многие известные люди, среди них есть и выдающиеся русские писатели и поэты.) Ведущий: Изучать языки- чрезвычайно интересное занятие. Самые интересные факты из области языкознания вы сможете почерпнуть прямо сейчас. Командам предстоит за короткое время узнать как можно больше интересных фактов из языкознания. Вам даётся несколько минут на прочтение материалов, ваша задача пересказать факты, которые вам запомнились. Побеждает та команда, у которой рассказов окажется больше, причём без всяких искажений.(Повторять рассказы нельзя).)Отвечают команды по очереди. Отвечать может любой человек из команды.)Цена каждого рассказа 1 балл.

Самые занимательные факты из мира языковедения (приложение № 1)

Ведущая: Мне хочется рассказать вам о том, кого считают самым большим полиглотом. Вот что об этом рассказывается в Книге рекордов Гинесса:

Самым главным полиглотом назван бразилец Зияд Фавзи, владеющий 58 языками. Он преподаёт иностранные языки в Сан-Паулу.

Ведущий: У меня есть для всех потрясающая новость.

Благодаря нашему "гостеприимному" русскому языку мы, даже того не подозревая, знаем много слов из разных иностранных языков, По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексике современного русского литературного языка составляют 10% всего его словарного состава. В своем подавляющем большинстве иноязычные слова были заимствованы вместе с вещью, явлением, понятием и т. д. (зонтик-из голландского языка, марка-из немецкого, диктор-из латинского, бульвар-из французского) Мы предлагаем командам поиграть в игру «Переводчик ». Условия игры просты. По значению нужно восстановить слово, которое пришло в наш язык из другого языка. Начнём с французского языка.Затем поговорим по-итальянски и по-немецки и в заключение перейдём на латинский Особо поговорим на английском.. Слова предлагаем как можно быстрее.

    Говорим по-французски. «поцелуй», пироженое «украшение» к мясу или к рыбе «туз»,первоклассный лётчик «кочегар», водитель «грибы» магазинные «круг», этап соревнования

ответы: -безе -мусс -гарнир -ас -шофёр -шампиньоны -тур

    Поговорим по-немецки «змея» используется для полива «лоб» обращённая к противнику сторона «ледяная гора» «место лечения» «воин»
ответы -шланг -лоб -айсберг -курорт -солдат Поговорим по-итальянски:
    «дыхание»,вокальное произведение для одного голоса «учитель», крупный музыкант «господин», популярная настольная игра «смертельный прыжок» «лук», герой сказки

ответы: -ария -маэстро -домино -сальто -чиполлино Поговорим на латинском:

    «дважды» кричим в театре «шар»,школьное пособие «в другом месте»,юридический термин «свет»,номер в гостинице «папка для ношения бумаг»

ответы:

Бис -глобус -алиби --люкс -портфель

Английские словаL (насекомые)

Mosquito комарLadybug божья коровкаGrasshopper кузнечикFly мухаDragonfly стрекозаButterfly бабочкаAnt муравейBee пчела

Ведущая : Известный мыслитель Вольтер писал: «Знать много языков, значит иметь много ключей к одному замку». Теперь как знатокам нескольких языков, вам предстоит выступить в роли экспертов и назвать, из какого языка заимствованы эти слова.

бульон галлицизмы
жалюзи

футбол англицизмы баскетболспортбухгалтер грецизмы галстук
школа
гимназия

Ведущая: Известно, ничто так не объединяет людей, как общий стол, за которым окажутся наши команды. На столе представлены блюда разных народов, вернее их описания. Угадайте названия блюд.

1 пироженое из заварного теста с кремом внутри.(франц.)

2 сладкое блюдо из взбитой фруктовой, ягодной, молочной массы(Франц)

3подсоленная измельчённая зелень(франц.)

4 запеканка из каши с фруктами.(англ.) 5 мясо, приготовленное на вертеле(тюрск.) 6 макароны с томатным соусом и овощами(итальян.) 7 говядина жареная, нарезанная крупными кусочками(англ.) 8 праздничный хлеб (славянск.) 9 мучное сладкое изделие «пчелиные соты»(немец.) 10 изделие с мясной начинкой «хлебное ухо»(финно-угор.) Ответы:№1 безе,№2 мусс,№3 салат,№4 пудинг,№5 шашлык,№6 паста,№7 бифштекс,№8 пирог, № 9вафли,№ 10 пельмени. Ведущий: Гостеприимная Англия ждёт любителей английского языка. Ребята помладше посоревнуются в проборе рифмы к стихотворениям, подставлять можно только английские слова, ребята постарше будут соревноваться в переводе английских пословиц.Английские пословицы.

    It is never too late to learn.

    All is well that ends well. Promise little, do much. As the tree, so the fruit. Never put off till tomorrow what you can do today. So many men, so many mind. Love me, love my dog. Better late than never. As you make your bed, so you must lie on it. Action speak louder than words. Like teacher, like pupil. To work with the left hand. An hour in the morning is worth two in the evening. Good clothes open all doors.
Русские пословицы Никогда не поздно зарабатывать. Всё хорошо, что хорошо кончается. Меньше говори, больше делай. Яблоко от яблони недалеко падает. Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Сколько людей, столько мнений. Лучше поздно, чем никогда. Как постелешь, так и выспишься. Дела говорят о человеке больше, чем слова. Каков учитель, таковы и ученики. Работать спустя рукава. Утро вечера мудренее. Встречают по одёжке, провожают по уму.

Ведущая: Игра в рифму. | часть

  1. Почемучкам лучший друг,

Им про всё расскажет…..( book)
    Ткани куплен мне отрез,
Буду шить для куклы ( dress)…..
    Друга я узнал секреты,
Он прислал вчера мне….( letter)
    Белый конь с доски исчез,
Бой на клетках –это…( chess)
    День рождения у Кати,
Для друзей сегодня… (party)
    Мой братишка-карапузик
Тоже любит слушать… (music)
    Не проспать, чтоб на урок,
Мы заводим на ночь…( clock)
    Бьётся гром,как набат,
От волнения наше… (heart)
    От проблем и школьных бед
Разболелась сильно.. (head)
    Пахнет вкусно: жарят лук,
Царь на кухне -это…( cook)
    Во дворце из белых льдин
Прячет Кая в сказке …( Queen.)
    Он пишет много, вы читайте.
Детишкам книги пишет (writer)
    В башмаках опять песок,
Он испачкать может… (sock)
    Нужен всем нам на обед
Пышный, вкусный, свежий.. (bread)
    Помыть его не тяжело,
Покрыт линолеумом … (floor)
    Не болит уж горло Вани,
Чай он пил с цветочным….( honey)
    Чтоб открылись все замки,
Подобрать к ним нужно…( key)
    Охотников оружие: лук, копьё, гарбун,
У едоков оружие- вилка, нож и…( spoon)
    Маме очень угодишь,
Если ты помоешь … (dish)
    Брата давняя мечта
Семиструнная … (guitar)
    Днём и ночью мой сосед
Смотрит , смотрит….(TV set)

|| часть. Подскажи слово.

  1. At seven o’clock
He finished his…. (work)
    I don’t like to eat porridge,
Give me best an….. (orange)
    I have a mouth and I can talk.
I have two legs and I can … (walk)
    Birds start to sing,
When it is ….. (spring)
    Snow is falling all around.
Falling, falling on the … (ground)
    I can tell you all the day
Time to slip and time to …. (play) ||| часть. Отгадай загадку. What is found over your head, but under your hat? (hair) What are two things you cannot have before breakfast? (lunch, dinner) What is given to you , but used more by other? (your name) What is white when it is dirty, but black when it is clean? (blackboard)

Подведение итогов конкурса на знание английских слов. Ведущая: Настало время открыть нашу «общечеловеческую копилку» народной мудрости. Можете ли вы разгадать, какие устойчивые словосочетания спрятаны на картинках. Конечно, это известные фразы: «тянуть за хвост, «смотреть, как баран на новые ворота», «крокодиловы слёзы», «мокрая курица». Наше последнее задание для команд заключается в том, чтобы они подобрали к иноязычным выражениям аналоги русских фразеологизмов Задания для команд: -птицы одинакового оперенья держатся вместе -для каждой наступит свой час -не стоит пороха и дроби -чёрная овца в семье -когда море вернёт всех погибших в нём -попасть с дождя под водосточную трубу -жить как петух на откорме -в хорошем огороде есть и гнилые овощи -как псу муха -колесовать бабочку

Ответы: -одного поля ягоды -будет и на нашей улице праздник -овчинка выделки не стоит -белая ворона -когда рак на горе свистнет -попасть с корабля на бал -кататься как сыр в масле -в семье не без урода -как собаке пятая нога- -стрелять из пушки по воробьям В английском языке, как и в других языках существуют устойчивые словосочетания.(идиомы) Задание: найдите пару.

    To take oneself in hand - бросать слова на ветер (взять себя в руки) To head is round and round-взять себя в руки (голова идёе кругом) To take the floor-голова идёт кругом (достать из-под земли) One hair stand on end- войти в историю (висеть на волоске) To talk to the wind- достать из- под земли (бросать слова на ветер) To go down in history- жить как кошка с собакой (войти в историю) To lead a cat and dog life-висеть на волоске (жить как кошка с собакой)
Подводим итоги конкурса. Ведущий: Народная мудрость гласит: «Чем больше ты знаешь языков, тем богаче ты сам». Желаем вам успехов в изучении разных языков. Объявляем победителей нашего конкурса.

Использованная литература. интернет-ресурсы: 1. ru.wikipedia.org 2. facte.ru.zabavnoe-yazykoznanie.html.

    Фразеологический словарь русского языка. Составитель Степанова М.И. ООО «Полиграфуслуги» Санкт-Петербург.2006. Словарь иностранных слов. Издание 14-е, исправленное. Москва «Русский язык» 1987.

Приложение № 1

Самые занимательные факты из мира языковедения

1. Самым емким на Земле словом считается "мамихлапинатана", что означает "глядеть друг на друга в надежде, что кто-либо согласится сделать то, чего желают обе стороны, но не хотят делать".

2. В арабском языке 28 букв, которые на конце слова пишутся иначе, чем в середине. .

3. Тех, кого мы называем "новыми русскими" на Кубе называют "масетос".

4. В Толковом словаре 1940 г. под редакцией Ушакова есть такое определение слова "Фигли-мигли"(!): "...употребляется для обозначения каких-нибудь уловок, шуток или каких-нибудь подходов для достижения чего-нибудь, сопровождающихся любезностями, ужимками, выкрутасами, подмигиванием".

5. "Эрмитаж" в переводе с французского означает "место уединения".

6. В гавайском алфавите всего 12 букв.

8. Карамзин придумал слово "промышленность", Салтыков-Щедрин - слово "мягкотелость", а Достоевский - слово "стушеваться".

9. На африканском континенте более 1000 разных языков.

10. Almost - самое длинное слово английского языка, в котором все буквы расположены в алфавитном порядке.

11. Слова персидского происхождения "пижама" и "чемодан" имеют один и тот же корень ("пи-джома", "джома-дан").

12. Слово "бездарь" в русский язык ввел поэт Игорь Северянин.

13. В Древнем Египте абрикос называли "солнечным яйцом".

14. На филиппинском языке "привет" будет звучать как "мабухай".

15. "Фудзияма" в переводе с японского означает "крутая гора".

16. До XIV века на Руси все неприличные слова назывались "нелепыми глаголами".

17. В английском языке нет слов, рифмующихся со словами month, orange, silver и purple.

18. Слова "бодрость" и "чай" обозначаются одинаковыми иероглифами в китайском языке.

19. По-грузински шашлык называется "мцвади", а по-армянски - "хоровц".

20. Младший духовный сан - послушник, по-грузински называется... мцыри.

21. Есть грамматическое правило, согласно которому исконно русские слова на букву "а" не начинаются (!).

22. Искусственный международный язык эсперанто был создан в 1887 году варшавским врачом Л. Заменгофом.

23. Даль предлагал заменить иностранное слово "атмосфера" на русские "колоземица" или "мироколица".

24. В китайском письме слово «трудность» обозначается в виде иероглифа, где изображаются две женщины под одной крышей.

25. Кличка коня Александра Македонского "Буцефал" в дословном переводе означает "бычьеголовый".

26. Самое старое слово в английском языке - "town".

27. В китайском языке звуки "р" и "л" не различаются.

28. "Сахара" в переводе с арабского означает "пустыня".

29. На Украине Млечный путь называется Чумацкий Шлях.

30. Алфавит викингов назывался футарк.

31. В английском языке более 600 000 слов.

32. Латинское имя Микки-Мауса - МикаелМускулус.

33. Слова "впрок", "ва-банк" и "анфас" - наречия.

34. Латинской буквы W в латинском алфавите нет.

35. В китайском письме более 40 000 символов.

36. У писателя Эрнеста Винсента Райта есть роман "Гедсби", состоящий из более чем 50 000 слов. Во всем романе нет ни одной буквы E (самой частой буквы английского языка). .

37. В Организации Объединенных Наций существует только шесть официальных языков: английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский.

Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

В ГОУ СОШ № 832 ЮАО г..Москвы в учебный план заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания. Введенный несколько лет назад курс лингвистики призван научить детей сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку. Уроки лингвистики ведутся в нашей школе в 5-7 гимназических классах, в 8-9 классах работает творческая лаборатория “Лингвист”, призванная поддерживать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

На этих уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.

Особое внимание на уроках лингвистики я обращаю внимание на решение задач. Именно задач, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется специальных знаний и подготовки. Лингвистическая задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности учащихся. Учащиеся, решающие задачи, знакомятся с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно “открывает” многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются.

Очень важна и другая особенность задач: они знакомят учащихся с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым разным языкам. Такие задачи отражают связь лингвистики с другими науками, например, с математикой.

Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.

Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:

  • Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;
  • Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;
  • Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
  • Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;
  • Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
  • Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
  • Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Я широко использую такой лингвистический материал во внеклассной работе при организации викторин, конкурсов, КВН, а также на указанных выше уроках. Такие занимательные задания соответствуют возрасту учащихся и вызывают и поддерживают интерес к предмету.

Приведу примеры таких заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (

Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

  1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку , прошитую на машинке).
  2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
  3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
  4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
  5. Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
  6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
  7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
  8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).

Упражнения для использования в теме “Синонимы”

Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

Огонь, осень, пламя.

Алфавит, чистописание, азбука.

Шалун, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, прыгать.

Ураган, дождь, пурга.

Задание: Отгадайте загадки-шутки.

Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

Какой город летает? (Орел).

Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.

Для чего нам нужна грамматика”

Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени. (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).

Задачи, предлагаемые учащимся на уроке

“Фонетический уровень языка. Звуки речи”

Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

  1. ряд-яр
  2. стол-год
  3. люк-кот
  4. край-юг
  5. стог-гость
  6. ряд-зверь
  7. яма-май
  8. ею-ей
  9. рою-яр
  10. рот-тень
  11. тюль-юг
  12. ель-сеть
  13. дурь-рад

Задачи, используемые на уроке “Части речи”

Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”

Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке

“Слово-основная единица языка”)

Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).

Занимательные стихотворения, используемые

на уроке “Ударение и интонация”

Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

*Кран открой – пойдет вода.
Как она пришла сюда?
-В дом, сад, огород
провели…(водопрово д).

*Был бы друг,
Будет и…(досу г).

*Хоть я сахарный зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы? Я - …(свё кла).

*Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его…(арбу з).

Список использованной литературы :

  1. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.:АО Аспект Пресс, 1994
  2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998
  3. Дроздова О.Е. Методические рекомендации в урокам языкознания в 5-8 классах. М.: Владос, 2003
  4. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990
  5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс. – М.:Владос, 2003
  6. Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006
  7. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995

Большой вклад в разработку теории языковой игры принадлежит нидерландскому философу И. Хёйзинга. Игра, по его мнению, старше культурных форм общества. Цивилизация ведёт происхождение от игры, а не наоборот. На основе анализа значений слова «игра» в разных языках и цивилизациях, И. Хёйзинга пришёл к выводу, что в большинстве из них «игра» имеет взаимосвязь с борьбой, состязанием, конкуренцией, а также с любовной игрой (запрещённой), что объясняет тенденцию обыгрывания запретных тем (табу) в современных шутках. В основе игры лежит борьба или враждебность, сдерживаемая дружескими отношениями. Корни игры в философии начинаются в священной игре в загадки, корни игры в поэзии - это насмешливые песни, дразнящие объект насмешек. Лингвистическими играми признавались мифы и поэзия, Хёйзинга считает, что языковая игра тождественна магии. Несмотря на утверждения Хёйзинга о том, что понятие игры не редуцируется с другими терминам и к нему не применим биологический подход, всё же кажется возможным подвергнуть некоторые из его утверждений сомнению. Например, его предположение о том, что конкуренция и соревнование являются основой, побуждающей субъекта высмеивать объект, распространяются не на все высказывания.

Языковую игру как оперирование лингвистическими средствами с целью достижения психологического и эстетического эффекта в сознании человека мыслящего рассматривают многие зарубежные и отечественные ученые (Брайнина, 1996; Вежбицкая, 1996; Санников, 1994; Хёйзинга, 1997; Богин, 1998; Николина, 1998; Береговская, 1999; Ильясова, 2000а; Лисоченко, 2000).

В работах философского склада, например, у Й. Хёйзинги, языковая игра выступает в качестве частной реализации игры как элемента культуры. В ней обнаруживаются черты, общие с играми спортивного, музыкального, живописного и т.д. плана.

Понимая, что язык представляет собой особую сферу человеческой жизни, литературоведы и лингвисты посвящают языковой игре специальныеисследования. Известны работы, в которых рассмотрение игры подчинено приёмам её реализации. Как правило, в качестве основного такого приема выступает каламбур (Виноградов, 1953; Щербина, 1958; Ходакова, 1968; Колесников, 1971; Фюрстенберг, 1987; Терещенкова, 1988; Люксембург, Рахимкулова, 1992; 1996; Санников, 1997; Любич, 1998).

Исследователи отмечают, что языковая игра реализуется в рамках различных функциональных типов языка. Это может быть разговорная речь (Земская, Китайгородская, Розанова, 1983; Бондаренко, 2000), публицистические тексты (Намитокова, 1986; Нефляшева, 1988; Ильясова, 1998, 1986; 2000), художественная речь (Винокур, 1943; Крысин, 1966; Григорьев, 1967; Бакина, 1977; Куликова, 1986; Люксембург, Рахимкулова, 1996; Брайнина, 1996; Николина, 1998; Новикова, 2000; Рахимкулова, 2000).

Думается, именно художественная литература и оказывается тем самым пространством, в котором языковая игра может реализоваться в полной мере. Причем есть авторы, которые в значительной мере тяготеют к игровой манере передачи мысли. Художественная речь XVIII - XIX вв. реализовала возможности игры языковыми средствами в первую очередь путем создания комического эффекта. Языковеды отмечают, что к числу мастеров смеха в русской классике прежде всего следует отнести A.C. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин давно считается признанным мастером каламбура, создаваемого за счёт как столкновения значений, так и игры формой выражения (Ходакова, 1964; Лукьянов, 2000). Интересно, что каламбуры и -шире - вообще игровая манера построения текста воплощается и у Гоголя не только на лексико-семантическом, но и на синтаксическом уровне. Во втором случае она создаётся «неискусно прерываемой, синтаксически беспомощной речью персонажей, совпадающими (похожими) концами двух или нескольких предложений или фраз, по-смешному подчёркивающих объект разговора или характеристики, и неожиданными переходами от одной тональности к другой (Булаховский, 1954). Очевидно, языковая игра, воплощенная в русских литературно-художественных текстах, имеет свои корни еще в скоморошьей культуре, традициях русского народного балаганного театра, фольклора в целом. Без всякого сомнения, к игровым жанрам относятся частушки, анекдоты, прибаутки, скороговорки, загадки. В кругу авторизованных произведений, как указывают ученые, к ней расположен язык водевиля (Булаховский, 1954). К языковой игре тяготеют авторы комедий XVIII века (Ходакова, 1968).

Необходимо подчеркнуть, что языковая игра предполагает две принципиально различные формы существования.

Во-первых, можно обнаружить литературные жанры, специально предназначенные для ее реализации, нацеленные на втягивание воспринимающего (читателя, зрителя) в творческий процесс, на порождение у реципиента множественных аллюзий, улавливание им скрытых смыслов, таящихся в тексте. Это не только упоминавшиеся уже комедия, водевиль, но и эпиграмма, пародия, палиндром, акростих.

Во-вторых, языковая игра может возникать на страницах произведений, которые не имеют ее в перечне облигаторных элементов, безусловных признаков жанра. Именно эта форма проявления языковой игры зависит от интенций автора, от склада его сознания. Как кажется, она наиболее значима в характеристике идиостиля писателя, специфики его языковой личности. Разнообразие приемов языковой игры, приверженность отдельным способам ее реализации делает творчество писателя индивидуальным, неповторимым, а потому узнаваемым.Так, для художественной манеры М.Зощенко свойственно столкновение литературного варианта языка и просторечия (Брякин, 1980), т.е. игра на лексико-семантическом и синтаксическом уровне. Парадоксальная сочетаемость языковых единиц оказывается чрезвычайно значимой для А. Платонова (Бобылев, 1991; Скобелев, 1981). Следовательно, он воплощает игру в синтагматическом ключе.

Э. Берн считает, что игра имеет две основные характеристики: скрытые мотивы и наличие выигрыша (Берн, 1996).

Необходимо заметить, что языковая игра не означает обязательной установки на смешное. Видимо, своеобразной языковой игрой с читателем стоит считать и создание таких текстов, где всё нарочито неясно. Одним из приемов генерации игрового текста с общей неясной семантикой исследователи называют нонсенс. В.П.Раков отмечает, что нонсенс (абсурдность создаваемого в тексте смысла) может существовать в разных видах, порождаясь либо только на семантическом уровне, либо и на формальном уровне, но имеет при этом одну и ту же цель - воздействие на читателя, произведение впечатления своей парадоксальностью. Семантическая «темнота» произведений, заключающих в себе нонсенс, побуждает читателя, вынужденного искать ясность в туманном, к активизации мыслительного процесса. Особенно такая манера создания произведений характерна для литературы «неклассической парадигмы. Она заключается в «разрушении лексической сплочённости эстетического высказывания, его сплошности, деформации синтаксиса и строгого оптического геометризма текста» (Раков, 2001).

Данный факт в современной литературе в первую очередь характерен для постмодернистского направления. Недаром его представители оперируют понятиями «мир как хаос», «мир как текст», «двойное кодирование», «противоречивость» и т.д. (Бахтин, 1986). Налицо установка на работу с приемами построения текста, выразительно-изобразительными средствами, а не со смыслами. Поэтому игра с языком, ориентированная на использование потенциала языковых единиц, становится неотъемлемой частью текстов постмодернизма. Это обусловливает появление произведений, отличающихся чрезмерно сложным, а иногда и запутанным построением, что в свою очередь отражается на восприятии их содержания (ср.: произведения Борхеса, Кортасара, Гессе, Джойса и др.). Подобное доминирование формы над содержанием задается сущностью игры как таковой, её самодостаточностью, которая предполагает «игру ради самой игры», отсутствие каких-либо целей, имеющих значение вне игрового пространства.

А.Вежбицкая считает, что «в игре есть особая цель или задача», но «эта цель не имеет никакого смысла вне игры» (Вежбицкая, 1996). Таким образом, можно говорить об игре с формой, которая достигается языковыми средствами (Залесова, 2002).

Языковая игра является одной из ведущих коммуникативных категорий. Она провоцируется эмоциональными категориальными ситуациями, которые и принуждают коммуникантов к языковой игре. Любая языковая игра является манипуляцией говорящего с языком, которая чаще всего преследует гедонистическую цель (получение психологического и эстетического удовольствия). Это наблюдается и в тех случаях, когда языковая игра ритуальна, т.е. проходит по известным правилам, и в тех, когда она неожиданна. В обоих случаях она должна реализовываться в пределах понимания всеми коммуникантами, для чего от них требуется наличие эмоционального интеллекта и эмоциональной / эмотивной компетенции. Если этого нет, то анекдот, например, или шутка становятся непонятными, и между системными значениями языковых знаков и их значениями у отправителя и у получателя шутки/анекдота и т.п. возникает смысловой (эмоциональный) диссонанс (Шаховский, 2003).

Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

Что же такое игра?

Игра для младшего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.

Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

Игра - особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.

В этой статье будут описаны некоторые лингвистические игры, которые можно использовать на уроках русского языка во втором классе. Эти игры интересны детям, ненавязчиво вовлекают их в учебную деятельность, дают начальное представление о лингвистике. Из множества подобных игр нами здесь представлены лишь те, которые, по нашему опыту, вызывают наибольший интерес у детей. Все игры расположены в порядке изучения тем по русскому языку во 2 классе по учебнику А. В. Поляковой.

Использовать игры можно на разных этапах урока.

Тема: "Слово. Буквы и звуки".

Игра "Слова и загадки".

Начнем с распространенной, увлекательной игры Логогрифы .

Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

Эта игра есть и в стихотворном варианте:

Целый день пашу я в поле,
Но букву к в конце пристрой -
Бегаю в лесу, на воле,
Мой ночью можно слышать вой. (ВОЛ - ВОЛК)

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем-
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА - РОЗА)

Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

Тема: "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях".

Игра "Назови полное имя"

Придя в школу, не все дети знают свои полные имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем более.

Учитель бросает мяч любому ученику каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

  • Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
  • Иойннэс (по-греко-византийски),
  • Иоганн (по-немецки),
  • Юхан (по-фински и по-эстонски),
  • Джованни (по-итальянски),
  • Джон (по-английски),
  • Ян (по-польски),
  • Жан (по-французски),
  • Иванэ (по-грузински),
  • Ованес (по-армянски),
  • Жоан (по-португальски),
  • Он - (по-болгарски).

У нас в классе есть дети с одинаковыми именами? (Да.)

Как различить таких людей? (По фамилиям.)

А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но при этом они не являются родственниками?

Как таких людей называют? (Однофамильцы.)

Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей "кузнец". Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

Игра "Значение имени".

Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

1. Предлагается объяснить значение имен:

Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

2. Предлагается объяснить значение своего имени. (Дети не могут).

Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

Тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".

Игра "Узнай предложение"

Задача учащихся - по интонации определить тип предложения.

Учитель называет начало предложения, а дети должны топать ногами, если оно побудительное, разводить руками - если вопросительное, поднимать руки вверх - если повествовательное.

  • С кем вы, гости:(Вопросительное)
  • Однажды в студеную:(Повествовательное)
  • А ты сам ступай:(Побудительное)
  • На берегу пустынных волн:(Повествовательное)
  • А где мой:(Вопросительное)
  • Пусть построится:(Побудительное)

Данная игра развивает лингвистический слух, понимание предложения не по смыслу, а по интонации.

Также дети сами обращают внимание на слова, которые им помогли определить цель высказывания предложения.

Тема:"Предложение".

Игра "Скажи по-разному".

В этой игре поработаем над интонацией и лексическим ударением в предложении.

Кошка поймала в саду мышку

Какой знак мы можем поставить в конце этого предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак)

При чтении вопросительного предложения обращается внимание на логическое ударение.

  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку?
  • Кошка поймала в саду мышку ?

Данная игра показывает, что знаки препинания и интонация несут смысловую нагрузку в предложении.

Тема: "Что такое существительное".

Одна из сложных частей речи с точки зрения её значения - это имя существительное.

Понятие имя существительное вводится через семантику слова. Имя существительное обозначает не только предмет, а то, что существует вокруг нас.

Игра "Группы слов".

Учитель называет группы слов, а учащимся надо заменить одним словом.

Кто из вас играть готов?

  • Пес, корова, кошка? (Животные)
  • Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)
  • Лук, редиска, огурцы? (Овощи)
  • Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)
  • Платье, юбка и рубашка? (Одежда)
  • Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)
  • Василек, ромашка, роза? (Цветы)
  • Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)

Подбери еще названья

  • Овощей, одежды, тканей,
  • Фруктов, мебели, цветов,
  • Улиц, речек, городов.

(Первая часть игры проводится устно, вторая - письменно).

Эта игра хорошо развивает словарный запас, помогает освоить структуру языка, т.к. называются только существительные, развивает способность к анализу и синтезу.

Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Игра "Кто? и Что?"

Учитель называет одушевленные имена существительные, а ученики образовывают однокоренные неодушевленные и наоборот.

Например:

В этой игре необходимо обратить внимание на то, что к однокоренному слову, обозначающему неодушевленный предмет, можно подобрать слово, обозначающее одушевленный предмет, т.е. надо соблюсти два условия.

Дети сами обратили внимание на то, что в новых словах в первом столбике добавили одинаковую часть слова.

Тема: "Род имен существительных".

Игра "Сложи тетрадки".

На доске таблички в форме тетрадей со словами.

Задача играющих - разложить тетради (слова) по портфелям (по родам). С учетом психологических особенностей младших школьников, а они в большинстве своем кинестетики, следует отметить, что в этой игре учащиеся могут "пощупать" род и самостоятельно сделать вывод, что есть существительные во множественном числе, у которых нельзя определить род, не переведя их в единственное число.

В этой игре можно использовать и существительные общего рода.

Например: забияка, задира, плакса и т.п.

Игра "Собери букеты".

Собрать "цветы" (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.

Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой.

В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду.

Здесь происходит сведение и разведение смыслового и грамматического пластов языка, и дети должны переключиться с одного на другой, происходит структурирование сознания.

Тема: "Имя существительное". Закрепление пройденного материала.

В сочетаниях букв найти слова и подчеркнуть их.

ТРОСГЕННАДИЙКЛОТАННААСТРО

СТАВКРОМЕСТОПЛЕДРАСУДАРЬ

Выпишите слова по их грамматическим признакам.

1) Имя собственное, одушевленное, ж.р., ед.ч. (Анна)

2) Имя нарицательное, неодушевленное, ср.р., ед.ч. (Место)

3) Имя собственное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Геннадий)

4) Имя нарицательное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Сударь)

Эта игра интересна тем, что надо не просто найти слова, а выписать слова по их грамматическим признакам. Обычно мы делаем наоборот, указываем признаки данного слова. Это же задание требует от учащихся иного подхода; формирует структурность в сознании, в восприятии слова.

Ребенок здесь идет от общего, абстрактного (грамматической категории) к частному (слову). Он должен держать в голове, накладывать одну за другой грамматические категории и только потом делать вывод.

Тема: "Имя прилагательное".

Игра "Кто о чем подумал?"

Интересная работа с лексическим значением многозначных имен прилагательных.

Учитель называет прилагательное. Ученики подбирают подходящие по смыслу существительные.

Например: золотые - листья, кольца, зубы, очки, серьги, волосы, украшения, часы, монеты.

Никто не назвал слово "руки".

Вывод: чтобы понять, о чем идет речь, прилагательное должно прилагаться к существительному.

Тема: "Части слова".

Игра "Кузовок".

Учитель берет корзинку и, передавая ребенку, говорит:

Вот тебекузовок, клади в него все слова, что есть на "-ок", обмолвишься -отдашь залог.

Корзинка передается по очереди друг другу со словами:

Я положу в кузовок клубок.

А я платок.

А снежок. И т.д

Для игры можно брать и другие суффиксы.

Эта игра помогает освоить структуру русского языка.

Тема: "Предлоги".

Предлог в переводе с греческого языка обозначает "перед словом".

Предлоги не несут смыслового значения. Так, может быть, можно обойтись без них? Для ответа на этот вопрос пытаемся прочитать и осознать смысл каждой пары слов в столбике. Дети делают вывод о том, что без предлога смысл теряется.

Игра "Нужный предлог"

Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с данными существительными.

(из, у, до, без, от)

уехал. . . мамы

позвонил. . . города

доехал. . . деревни

пришёл. . . тетради

стоял. . . дороги

вышел. . . поезда

Вывод: предлог ставится после глагола перед существительным.

Это интересно: В некоторых языках предлоги стоят после слов, к которым они относятся. Например, в языке народов Коми русское выражение на дороге звучит так: "туй вылын" - дороге на .

Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык - один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам.

В заключение хотелось бы отметить следующее:

  • Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
  • Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.