Что такое кубик рубика. Самые необычные кубики рубика в мире Кубик рубика варианты головоломки

Одной из самых популярных головоломок по-прежнему остается всем известный кубик Рубика. Тем, кто считает его банальным и устаревшим, специалисты не устают предлагать различные модификации привычной конструкции. Сегодня популярность набирает его зеркальный собрат. Настоящий хит среди любителей минимализма. Но как собрать зеркальный кубик Рубика? С этим поможет разобраться эта статья.

Происхождение

Всегда непросто представлять что-то второе. Следующая модификация кубика Рубика, тем не менее, стала очень популярной.

Японец Хидетоши Такей презентовал ее публике на мероприятии IPP26 в 2006 году, проходившем в американском городе Бостоне. Новинка тут же привлекла внимание и заинтересовала поклонников головоломки. Теперь многие задаются вопросом о том, как собрать зеркальный кубик Рубика.

Внешний вид

Зеркальным он зовется только по аналогии с его внешним видом. Материалом для изделия служит, как правило, пластик. Все его грани окрашены в серебристый или золотой цвет с зеркальным покрытием. Ничего лишнего, кричащего, того, что призвано привлекать потребителя. Только истинное удовольствие от сборки кубика.

Настоящая красота головоломки скрыта внутри. Как только собирающий повернет одну из граней, изделие приобретет необычный вид. Оно становится похожим на скульптуру современного автора.

Но как собрать зеркальный кубик Рубика, если он не различается по цвету, а его форма на глазах изменилась до неузнаваемости? Необходимо сделать так, чтобы на каждой грани остались параллелепипеды большого, среднего и маленького размера.

Такая головоломка придется по вкусу и ребенку, и взрослому. Развивать свой ум подобным изящным способом не только интересно, но и приятно.

Конструкция и назначение

Зеркальный кубик Рубика изготовлен на основе своего предшественника с параметрами 3х3х3. Состоит он из 26 элементов, которые можно разделить на три вида, исходя из их размеров: маленькие, средние и большие.

Начав вращать грани, можно предположить, что решить головоломку невозможно, однако чтобы понять, как собрать зеркальный кубик Рубика, достаточно применить те же алгоритмы, что и при работе с традиционной моделью.

Первый этап

Начать следует с малого - собрать на нижней стороне крест. Для этого следует найти ребро с параллелепипедом наибольшего размера. Грань, на которой он находится, вращают в правую сторону, чтобы она переместилась вниз. Затем ее двигают против часовой стрелки, и нужный прямоугольник должен оказаться в центральной части. Далее дважды вращают верхнюю грань - ребро теперь располагается сверху.

Порой бывает немного другая схема. Как собрать зеркальный кубик Рубика, если один из нужных элементов находится на противоположной грани? Тогда переднюю часть двигают по направлению хода часовой стрелки, верхнюю - против, затем правое ребро - в противоположном направлении.

Собрать углы

Чтобы расставить углы, необходимо повернуть правую и нижнюю часть - против часовой стрелки, и еще раз повторить эти два действия.

Середина

Головоломку надо держать так, чтобы еще не завершенная грань располагалась сверху. На ней следует отыскать большой прямоугольник и переместить его в угол. Комбинация следующая: верхнюю, а затем правую стороны повернуть по ходу часовой стрелки, верхнюю - в противоположном направлении, правую - аналогично, верхнюю и переднюю - против, верх - по ходу движения часовой стрелки, переднюю сторону - аналогично.

Следующий этап

Как собрать зеркальный кубик Рубика 3х3? Стоит еще покрутить головоломку: Переднюю грань - вращать по ходу движения часовой стрелки, повторить это движение с верхней и правой сторонами, затем правую часть - в обратную сторону, верх - аналогично, переднюю - против.

Сбор ребра

Сам куб надо повернуть так, чтобы два ребра из имеющихся четырех были равными по размеру. Оптимальный вариант, если это будут квадраты. Они должны образовывать угол. Два незавершенных ребра собираются следующей комбинацией: правая сторона - по направлению движения часовой стрелки, верхняя - по такому же принципу, снова правая - в противоположном направлении, верх - по часовой, правая грань - аналогично, верхняя - два раза по часовой, правая - в противоположную сторону, верхняя - по часовой.

Собрать угол

Следует найти угловой элемент, который равен размеру детали на среднем ребре, но повернут неверно. Этот угол нужно держать возле себя. Оставшиеся угловые части собирают так: верхняя сторона - по часовой, правая - таким же образом, верх - против часовой, левая сторона - против, верх - по направлению часовой, правая часть - против, верх - аналогично, левая сторона - в противоположном направлении.

Завершение

А сейчас рассмотрим, как собрать последний слой зеркального кубика Рубика. Для этого необходимо поработать с угловыми элементами. Среди них следует найти тот, что еще не стоит правильно. Он должен быть повернут к вам и налево. Затем стоит проделать следующий алгоритм: правая часть - против часовой, нижняя - аналогично, правая - по часовой, нижняя - таким же образом.

Проделывать комбинацию следует такое количество раз, чтобы угол встал на нужное место. Затем верхнюю сторону вращают против часовой. Появляется следующий угол и алгоритм повторяется.

Такая головоломка может стать любимым развлечением ребенка, отвлечь его от новомодных гаджетов. Также ее можно решать большой компанией: коллективно или же соревнуясь на время. Стоит испытать себя кубиком Рубика!

В этой статье мы рассмотрим разновидности Кубика Рубика, причем не только как головоломки, но и как бытовых предметов.

Помимо стандартного размера – 3×3×3, существуют другие, меньшего и большего размеров: 2×2×2, 4×4×4, 5×5×5, 6×6×6, 7×7×7, 8×8×8, 9×9×9, 11×11×11, 17×17×17:









Наряду с традиционным 6 – цветным исполнением кубика 3×3×3, встречаются кубики с разнообразными изображениями на гранях:


Кубик Рубика с игральными картами


Кубик Рубика со знаками дорожного движения


Кубик Рубика с картой мира

Кубик Рубика необычной формы:

Кубик Рубика в виде яблока


Кубик Рубика в виде головы Гомера Симпсона

Кубик Рубика в виде головы Микки Мауса


Кубик Рубика в виде головного мозга

Кубик Рубика совмещенный с другими играми и головоломками:


Кубик Рубика Эрудит (Scrabble) – это кубик для тех, кто любит настольную игру Эрудит (Scrabble). Он представляет собой сочетание игры Эрудит и кубика Рубика. Целью является – повернуть грани кубика так, чтобы составить слово наибольшей стоимости.

Кубик Рубика Судоку – вместо привычных цветных граней, на кубике изображены цифры. Чтобы решить головоломку необходимо собрать кубик таким образом, что на всех гранях кубика все цифры от 1 до 9 встречались бы ровно по одному разу.


Кубик Рубика Крестики-Нолики – это гибрид кубика и игра в крестики нолики. На каждой грани необходимо составить выигрышную комбинацию в игру крестики-нолики. Если они есть на каждой из шести сторон кубика, головоломка решена.

Кубик Рубика Лего (Lego) – головоломка сделана из конструктора Лего. Вы можете выбрать, либо решить головоломку, либо играть в конструктор. Но можно проявить маленькую хитрость – если у Вас не получается собрать Кубик, то Вы всегда можете переставить нужные детали конструктора, и кубик собран!


Кубик Рубика Клубок – при сборке этого кубика Вы должны убедиться, что все веревки одинакового цвета связаны между собой.

К убик Рубика, сделанный из необычных материалов:

Кубик Рубика, сделанный из клавиш клавиатуры


Кубик Рубика из стекла


Кубик Рубика из игральных кубиков

Кубик Рубика для слепых

В эти кубики сможет собирать человек с плохим зрением. Один из вариантов выполнен из разных материалов: кожа, дерево, ткань и т.д. На поверхности другого, размещены специальные обозначения, выполненные шрифтом Брайля.



Зеркальный Кубик Рубика

Цвет всех граней одинаковый, но изюминка этой головоломки заключается в другом – в пропорциях граней.


Светодиодный Кубик Рубика

В отличие от обычного кубика Рубика, где нужно крутить грани, этот кубик имеет светодиодные цифровые квадраты, которые можно перемещать, нажимая на кнопки.


Сенсорный Кубик Рубика

Это самая современная вариация классического кубика Рубика. В этой головоломке нет необходимости совершать вращения кубика, всё происходит одним прикосновением, как на экране Вашего смартфона или планшетного компьютера.


Необычные применения идеи Кубика Рубика в быту:

Устройство для считывания флеш-карт


Динамик


Часы


Блокнот



Комод


Для начала на верхней грани собираем крест. Чтобы это сделать, ищем ребро с самым большим прямоугольником. Поворачиваем грань, на которой расположен элемент, вправо, чтобы ребро оказалось снизу.

Бывает вариант, когда одна из деталей находится на противоположном ребре. Тогда нужно переднюю часть повернуть за часовой стрелкой, верх – против часовой стрелки, правую грань – за часовой стрелкой.

Остальные ребра собираются аналогично.

Углы с деталями

Ставим на места углы с деталями.

На каждом угле должен находиться прямоугольник от самого маленького до самого большого.

Делаем такую комбинацию:

  • низ – против часовой стрелки;
  • низ – за часовой стрелкой.

Средний слой

Ставим ребра среднего слоя на свои места.

Кубик следует перевернуть так, чтобы несобранная грань оказалась сверху. Самые крайние детали, выступающие за пределы кубика, нужно держать сверху до конца сборки.

На верхней грани необходимо найти самый большой прямоугольник и поставить его на угол. При этом могут быть два варианта:

Ребро должно перейти вниз и вправо . Сделать это можно с помощью такой комбинации:

  • Верхняя часть – за часовой стрелкой;
  • правая грань – за часовой стрелкой;
  • верх – против часовой стрелки;
  • передняя часть – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • передняя часть – за часовой стрелкой.

Во втором случае кубик с нужной деталью возьмите центром к себе. Ребро должно перейти вниз и влево таким способом:

  • Верх – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • левая часть – за часовой стрелкой;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • передняя часть – за часовой стрелкой;
  • верх – против часовой стрелки;
  • передняя грань – против часовой стрелки.

Иногда нужное ребро находится не сверху, а в среднем слое. Его нужно убрать оттуда любым верхним ребром, используя комбинацию для первого случая.

Верхний крест

Сверху найдите детали, которые собраны правильно. Они должны образовать крест. Может оказаться, что сверху есть центральная деталь без линии, угла или креста. Если есть угол из трех деталей, важно, чтобы он смотрел влево от вас. Если это линия, необходимо, чтобы она шла справа налево.

Чтобы получился верхний крест, проделайте комбинацию:

  • Передняя часть – за часовой стрелкой;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верх – против часовой стрелки;
  • передняя часть – против часовой стрелки.

Сбор ребра

Поверните верх так, чтобы два ребра из четырех были одинакового размера (желательно квадраты) и стояли под углом друг к другу. Если так сделать не получается, проделайте из любой позиции такую комбинацию:

  • верхняя часть – за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – за часовой стрелкой;
  • верхняя часть – дважды за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки.

Возьмите кубик так, чтобы правильные ребра смотрели от вас и направо. Расположите два оставшихся ребра следующим образом:

  • Правая часть – за часовой стрелкой;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – за часовой стрелкой;
  • верхняя грань – дважды за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верхняя часть – за часовой стрелкой.

Сборка углов

Найдите элемент на угле, который по размерам совпадает с деталью на среднем слое, но повернут неправильно. Возьмите кубик этим углом к себе. Остальные углы расположите по местам такой комбинацией:

  • Верхняя грань – за часовой стрелкой;
  • правая часть – за часовой стрелкой;
  • верх – против часовой стрелки;
  • левая грань – против часовой стрелки;
  • верх – за часовой стрелкой;
  • правая часть – против часовой стрелки;
  • верх – против часовой стрелки;
  • левая грань – против часовой стрелки.

Комбинацию следует повторить несколько раз.

Последний слой

Если некоторые углы развернуты правильно, выберите тот, который еще нужно развернуть. Он должен быть повернут к вам и влево. Сделайте комбинацию 2-5 раз:

  • Правая грань – против часовой стрелки;
  • низ – против часовой стрелки;
  • правая часть – за часовой стрелкой;
  • низ – за часовой стрелкой.

Комбинация делается несколько раз, пока первый угол не станет правильно. Потом поверните верхнюю грань против часовой стрелки. Перед вами будет следующий угол, который нужно развернуть. Снова сделайте комбинацию. И так со всеми углами. Нижние детали могут спутаться, но в процессе станут на свои места.

В этом шаге главное не менять положения кубика.

Интеллект человека нуждается в постоянных тренировках ничуть не меньше, чем тело в физических нагрузках. Лучший способ развивать, расширять способности этого качества психики - разгадывать кроссворды и решать головоломки, самой известной из которых, конечно, является кубик Рубика. Однако далеко не всем удаётся его собрать. Справиться с этой задачей поможет знание схем и формул решения сборки этой замысловатой игрушки.

Что представляет собой игрушка-головоломка

Механический куб из пластмассы, внешние грани которого состоят из малых кубиков. Размер игрушки определяется количеством малых элементов:

  • 2 х 2;
  • 3 х 3 (первоначальная версия кубика Рубика была именно 3 х 3);
  • 4 х 4;
  • 5 х 5;
  • 6 х 6;
  • 7 х 7;
  • 8 х 8;
  • 9 х 9;
  • 10 х 10;
  • 11 х 11;
  • 13 х 13;
  • 17 х 17.

Любой из малых кубов может вращаться в три стороны по осям, представленным в виде выступов фрагмента одного из трёх цилиндров большого куба. Так конструкция имеет возможность свободно вращаться, но при этом малые детали не выпадают, а держатся друг за друга.

Каждая грань игрушки включает 9 элементов, окрашенных в один из шести цветов, находящиеся друг напротив друга попарно. Классической комбинацией оттенков является:

  • красный напротив оранжевого;
  • белый напротив жёлтого;
  • синий напротив зелёного.

Однако современные версии могут быть окрашены в другие сочетания.

Сегодня можно встретить кубики Рубика разного цвета и форм

Это интересно. Кубик Рубика существует даже в версии для слепых. Там вместо цветовых квадратов есть рельефная поверхность.

Цель сборки головоломки состоит в упорядочивании малых квадратов так, чтобы они образовали грань большого куба одного цвета.

История появления

Идея создания принадлежит венгерскому архитектору Эрне Рубику, который, на самом деле, создавал не игрушку, а наглядное пособие для своих студентов. Таким интересным способом находчивый преподаватель планировал объяснить теорию математических групп (алгебраических структур). Случилось это в 1974 году, а уже через год изобретение было запатентовано как игрушка-головоломка - настолько прикипели душой будущие архитекторы (и не только они) к замысловатому и яркому пособию.

Выпуск первой серии головоломки был приурочен к новому 1978 году, но в мир игрушка вышла благодаря предпринимателям Тибору Лакзи и Тому Кремеру.

Это интересно. С момента появления кубика Рубика («магического куба», «волшебного куба») было продано около 350 миллионов экземпляров по всему миру, что ставит головоломку на первое место по популярности среди игрушек. Не говоря уже о десятках компьютерных игр, основанных на таком принципе сборки.

Кубик Рубика - это знаковая игрушка для многих поколений

В 80-е годы с кубиком Рубика познакомились жители СССР, а в 1982 в Венгрии был организован первый чемпионат мира по сборке головоломки на скорость - спидкубинг. Тогда лучший результат составил 22,95 секунды (для сравнения: в 2017 году установлен новый мировой рекорд: 4,69 секунды).

Это интересно. Любители собирать разноцветную головоломку настолько привязаны к игрушке, что одних соревнований по сборке на скорость им оказывается мало. Поэтому в последние годы появились чемпионаты по решению головоломки с закрытыми глазами, одной рукой, ногами.

Что такое формулы для кубика Рубика

Собрать волшебный куб - это значит составить все маленькие детали так, чтобы получилась целая грань одного цвета, нужно воспользоваться алгоритмом Бога. Этот термин обозначает набор из минимума действий, которые позволят разрешить головоломку, имеющую конечное число ходов и комбинаций.

Это интересно. Кроме кубика Рубика, алгоритм Бога применяется к таким головоломкам, как пирамидка Мефферта, Такен, Ханойская башня и др.

Поскольку магический куб Рубика был создан как математическое пособие, то его сборка раскладывается по формулам.

Сборка кубика Рубика основывается на использовании специальных формул

Важные определения

Для того чтобы научиться понимать схемы решения головоломки, необходимо познакомиться с названиями её частей.

  1. Углом называется сочетание трёх цветов. В кубике 3 х 3 их будет 3, в версии 4 х 4 – 4 и т.д. В игрушке 12 углов.
  2. Ребром обозначают два цвета. Их в кубике 8 штук.
  3. Центр содержит один цвет. Всего их 6.
  4. Грани, как уже было сказано, это одновременно вращающиеся элементы головоломки. Ещё они называются «слоями» или «ломтиками».

Значения в формулах

Следует отметить, что формулы по сборке составлены на латинице - именно такие схемы широко представлены в различных руководствах по работе с головоломкой. Но есть и русифицированные версии. В перечне ниже даны оба варианта.

  1. Фронтальная грань (фронт или фасад) – это передняя грань, которая находится цветом к нам [Ф] (или F - front).
  2. Задняя грань - это грань, которая находится центром от нас [З] (или B - back).
  3. Правая Грань - грань, что находится справа [П] (или R - right).
  4. Левая Грань - грань, которая находится слева [Л] (или L - left).
  5. Нижняя Грань - грань, которая находится внизу [Н] (или D - down).
  6. Верхняя Грань - грань, которая находится вверху [В] (или U - up).

Фотогалерея: части кубика Рубика и их определения

Для разъяснения обозначений в формулах используем русскую версию - так будет понятнее новичкам, но для тех, кто захочет перейти на профессиональный уровень спидкубинга без международной системы обозначений на английском языке не обойтись.

Это интересно. Международная система обозначения принята Всемирной ассоциацией кубика (World Cube Association, WCA).

  1. Центральные кубики обозначены в формулах одной строчной буквой - ф, т, п, л, в, н.
  2. Угловые - тремя буквами по наименованию граней, например, фпв, флни т. д.
  3. Прописными буквами Ф, Т, П, Л, В, Н обозначаются элементарные операции поворота соответствующей грани (слоя, ломтика) куба на 90° по часовой стрелке.
  4. Обозначения Ф", Т", П", Л", В", Н" соответствуют повороту граней на 90° против часовой стрелки.
  5. Обозначения Ф 2 , П 2 и т. д. говорят о двойном повороте соответствующей грани (Ф 2 = ФФ).
  6. Буквой С обозначают поворот среднего слоя. Подстрочный индекс показывает, со стороны какой грани следует смотреть, чтобы проделать этот поворот. Например, С П - со стороны правой грани, С Н - со стороны нижней, С" Л - со стороны левой, против часовой стрелки и т. д. Понятно, что С Н =С" В, С П =С" Л и т. п.
  7. Буква О - поворот (оборот) всего куба вокруг своей оси. О Ф - со стороны фасадной грани по часовой стрелке и т. д.

Запись процесса (Ф" П") Н 2 (ПФ) означает: повернуть фасадную грань против часовой стрелки на 90°, то же - правую грань, повернуть нижнюю грань дважды (то есть на 180°), повернуть правую грань на 90° по часовой стрелке, повернуть фасадную грань на 90° по часовой стрелке.

Неизвестен

http://dedfoma.ru/kubikrubika/kak-sobrat-kubik-rubika-3x3x3.htm

Новичкам важно научиться понимать формулы

Как правило, в инструкциях по сборке головоломки в классических цветах рекомендуется держать головоломку жёлтым центром вверх. Это совет особенно важен для новичков.

Это интересно. Есть сайты, визуализирующие формулы. Причём скорость процесса сборки можно устанавливать самостоятельно. Например, alg.cubing.net

Как решить головоломку Рубика

Существует два типа схем:

  • для новичков;
  • для профессионалов.

Их отличие в сложности формул, а также скорости сборки. Для новичков, конечно, будут более полезны соответствующие их уровню владения головоломкой инструкции. Но и они, потренировавшись, через время смогут складывать игрушку за 2–3 минуты.

Как собрать стандартный куб 3 х 3

Начнём со сборки классического 3 х 3 кубика Рубика с помощью схемы из 7 шагов.

Классической версией головоломки является кубик Рубика 3 х 3

Это интересно. Обратный процесс, применяемый для решения тех или иных неправильно расположенных кубиков, представляет собой обратную последовательность действия, описанного формулой. То есть формулу необходимо прочитать справа налево, а вращать слои против часовой стрелки, если было указано прямое перемещение, и наоборот: прямое, если описано противоположное.

Пошаговая инструкция сборки

  1. Начинаем со сборки креста верхней грани. Нужный кубик опускаем вниз, повернув соответствующую боковую грань (П, Т, Л)и выводим на фасадную грань операцией Н, Н" или Н 2 . Заканчиваем этап выведения зеркальным поворотом (обратным) той же боковой грани, восстанавливающим первоначальное положение затронутого рёберного кубика верхнего слоя. После этого проводим операцию а) или б) первого этапа. В случае а) кубик вышел на фасадную грань так, что цвет его передней грани совпадает с цветом фасада. В случае б) кубик надо не только переместить наверх, но и развернуть его, чтобы он был правильно сориентирован, став на своё место.

    Собираем крест верхней линии

  2. Отыскивается нужный угловой кубик (имеющий цвета граней Ф, В, Л) и тем же приёмом, который описан для первого этапа, выводится в левый угол избранной фасадной грани (или жёлтой). Здесь могут быть три случая ориентации этого кубика. Сравниваем свой случай с рисунком и применяем одну из операций второго этапа а, били в. Точками на схеме отмечено место, на которое должен стать нужный кубик. Отыскиваем на кубе остальные три угловых кубика и повторяем описанный приём для перемещения их на свои места верхней грани. Результат: верхний слой подобран. Первые два этапа почти ни у кого не вызывают затруднений: довольно легко можно следить за своими действиями, так как все внимание обращено на один слой, а что делается в двух оставшихся - совсем неважно.

    Подбираем верхний слой

  3. Наша цель: отыскать нужный кубик и сначала вывести вниз на фасадную грань. Если он внизу - простым поворотом нижней грани до совпадения с цветом фасада, а если он в среднем слое, то его нужно сначала опустить вниз любой из операций а)или б), а потом совместить по цвету с цветом фасадной грани и проделать операцию третьего этапа а) или б). Результат: собрано два слоя. Приведённые здесь формулы являются зеркальными в полном смысле этого слова. Наглядно увидеть это можно, если поставить справа или слева от кубика зеркало (ребром к себе) и проделать любую из формул, в зеркале: увидим вторую формулу. То есть операции с фасадной, нижней, верхней (здесь не участвует), и тыльной (тоже не участвует) гранями меняют знак на противоположный: было по часовой стрелке, стало против часовой, и наоборот. А левая грань меняется с правой, и, соответственно, меняет направление поворота на противоположное.

    Отыскиваем нужный кубик и выводим его вниз на фасадную грань

  4. К цели приводят операции, перемещающие бортовые кубики одной грани, не нарушающие в конечном счёте порядка в собранных слоях. Один из процессов, позволяющий подобрать все бортовые грани, дан на рисунке. Там же показано и что происходит при этом с другими кубиками грани. Повторяя процесс, выбрав другую фасадную грань, можно поставить на место все четыре кубика. Результат: рёберные детали стоят на своих местах, но два из них, или даже все четыре, могут быть неверно ориентированы. Важно: прежде чем приступить к выполнению этой формулы, смотрим, какие кубики уже стоят на своих местах - они могут быть неправильно ориентированы. Если ни одного или один, то пробуем повернуть верхнюю грань так, чтобы два, находящиеся на двух соседних боковых гранях (фв+пв, пв+тв, тв+лв, лв+фв), встали на свои места, после этого ориентируем куб так, как показано на рисунке, и выполняем приведённую на этом этапе формулу. Если не получается поворотом верхней грани совместить детали, принадлежащие соседним граням, то выполняем формулу при любом положении кубиков верхней грани один раз и пробуем ещё раз поворотом верхней грани поставить на свои места 2 детали, находящиеся на двух соседних боковых гранях.

    Важно проверить ориентацию кубиков на этом этапе

  5. Учитываем, что разворачиваемый кубик должен быть на правой грани, на рисунке он помечен стрелками (кубик пв). На рисунках а, б,и в представлены возможные случаи расположения неверно ориентированных кубиков (помечены точками). Используя формулу в случае а), выполняем промежуточный поворот В", чтобы вывести второй кубик на правую грань, и завершающий поворот В, который вернёт верхнюю грань в исходное положение, в случае б) промежуточный поворот В 2 и завершающий тоже В 2 , а в случае в) промежуточный поворот В нужно выполнять три раза, после переворота каждого кубика и завершить также поворотом В. Многих смущает то, что после первой части процесса (ПС Н) 4 нужный кубик разворачивается как надо, но порядок в собранных слоях нарушается. Это сбивает с толку и некоторых заставляет бросить на полпути почти собранный куб. Выполнив промежуточный поворот, не обращая внимания на «поломку» нижних слоёв, выполняем операции (ПС Н) 4 со вторым кубиком (вторая часть процесса), и всё становится на свои места. Результат: собран крест.

    Результатом этого этапа будет собранный крест

  6. Углы последней грани ставим на свои места, используя 8-ходовый процесс, удобный для запоминания,- прямой, переставляющий три угловых детали в направлении по часовой стрелке, и обратный, переставляющий три кубика в направлении против часовой стрелки. После пятого этапа, как правило, хотя бы один кубик да сядет на своё место, пусть и неправильно ориентированно. (Если после пятого этапа ни один из угловых кубиков не сел на своё место, то применяем любой из двух процессов для любых трёх кубиков, после этого точно один кубик будет на своём месте.). Результат: все угловые кубики заняли свои места, но два из них (а может, и четыре) могут быть ориентированы неправильно.

    Угловые кубики сидят на своих местах

  7. Многократно повторяем последовательность поворотов ПФ"П"Ф. Поворачиваем куб так, чтобы кубик, который хотим развернуть, был в правом верхнем углу фасада. 8-ходовый процесс (2 х 4 хода) повернёт его на 1 / 3 оборота по часовой стрелке. Если при этом кубик ещё не сориентировался, повторяем 8-ходовку ещё раз (в формуле это отражено индексом «N»). Не обращаем внимания на то, что нижние слои при этом придут в беспорядок. На рисунке показаны четыре случая расположения неправильно ориентированных кубиков (они помечены точками). В случае а) требуется промежуточный поворот В и завершающий В", в случае б) - промежуточный и завершающий поворот В 2 , в случае в)- поворот В выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, а завершающий В 2 , в случае г) - промежуточный поворот В также выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, и завершающим в этом случае тоже будет поворот В. Результат: последняя грань собрана.

    Возможные ошибки показаны точками

Формулы для исправления располжения кубиков могут быть показаны так.

Формулы для исправления неправильно ориентированных кубиков на последнем этапе

Суть метода Джессики Фридрих

Способов сборки головоломки существует несколько, но одним из самых запоминающихся является вариант, разработанный Джессикой Фридрих - профессором университета в Бингемтоне (штат Нью-Йорк), занимающейся разработки методик скрытия данных в цифровых изображениях. Ещё будучи подростком, Джессика настолько увлеклась кубиком, что 1982 году стала чемпионкой мира по спидкубингу и впоследствии не оставила своего хобби, разработав формулы для быстрой сборки «магического куба». Один из самых популярных вариантов складывания куба называется CFOP - по первым буквам четырёх шагов сборки.

Инструкция:

  1. Собираем крест на верхней грани, который составлен из кубиков на рёбрах нижней грани. Этот этап называется Cross - крест.
  2. Собираем нижний и средний слои, то есть грань, на которой расположен крест, и промежуточный слой, состоящий из четырёх боковых деталей. Название этого шага F2L (First two layers) – первые два слоя.
  3. Собираем оставшуюся грань, не обращая внимания на то, что не все детали на своих местах. Этап носит название OLL (Orient the last layer), что переводится как «ориентация последнего слоя».
  4. Последний уровень - PLL (Permute the last layer) - заключается в правильной расстановке кубиков верхнего слоя.

Видеоинструкции по методу Фридрих

Способ, который был предложен Джессикой Фридрих, настолько понравился спидкуберам, что наиболее продвинутые любители разрабатывают собственные методики по ускорению сборки каждого из этапов, предложенных автором.

Видео: ускорение сборки креста

Видео: собираем первые два слоя

Видео: работаем с последним слоем

Видео: последний уровень сборки по Фридрих

2 х 2

Кубик Рубика 2 х 2 или мини-кубик Рубика также складывается послойно, начиная с нижнего уровня.

Мини-кубик - это облегчённая версия классической головоломки

Инструкция для начинающих по лёгкой сборке

  1. Собираем нижний слой так, чтобы цвета четырёх последних кубиков совпали, а оставшиеся два цвета были такими же, как и цвета соседних деталей.
  2. Приступаем к упорядочиванию верхнего слоя. Обращаем внимание, что на данном этапе цель не совместить цвета, а поставить кубики по местам. Начинаем с определения цвета верха. Здесь всё просто: это будет тот цвет, который не появился в нижнем слое. Вращаем любой из верхних кубиков так, чтобы он попал в положение, когда пересекаются три цвета элемента. Зафиксировав угол, располагаем элементы оставшихся. Используем для этого две формулы: одна для изменения диагональных кубиков, другая - для соседних.
  3. Завершаем верхний слой. Все операции проводим попарно: вращаем один угол, а затем другой, но в противоположном направлении (например, первый по часовой стрелке, второй - против). Можно работать сразу с тремя углами, но в этом случае комбинация будет только одна: либо по часовой, либо против часовой стрелки. Между вращениями углов, поворачиваем верхнюю грань, чтобы отрабатываемый угол оказался в правом верхнем углу. Если работаем с тремя углами, то правильно ориентированный из них ставим сзади слева.

Формулы для вращения углов:

  • (ВФПВ · П"В"Ф")² (5);
  • В²Ф·В²Ф"·В"Ф·В"Ф"(6);
  • ФВФ² · ЛФЛ² · ВЛВ² (7).

Для поворота сразу трёх углов:

  • (ФВПВ"П"Ф"В")² (8);
  • ФВ·Ф"В·ФВ²·Ф"В² (9);
  • В²Л"В"Л²Ф"Л"Ф²В"Ф" (10).

Фотогалерея: сборка кубика 2 х 2

Видео: метод Фридрих для кубика 2 х 2

Собираем самые сложные версии кубика

К таким относятся игрушки с количеством деталей от 4 х 4 и вплоть до 17 х 17.

Кубик Рубика, или, как его называют в народе, кубик-рубик – это механическая головоломка, пластмассовый куб размерами 3 × 3 × 3 элемента. Его внешние элементы - это 54 грани малых кубиков, которые составляют один большой куб. Каждый такой кубик способен вращаться вокруг трех осей. Каждая грань представляет собой девять элементов и окрашена в один из шести цветов, которые в свою очередь расположены попарно друг против друга.

Кубик Рубика был изобретен в 1974-м году венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрне Рубиком. Он же запатентовал его в 1975-м году. Изначально эта головоломка называлась «Магический кубик».

Суть головоломки состоит в том, чтобы, поворачивая грани малых кубиков, упорядочить их по цвету и составить большую грань куба элементами одного цвета, т.е. собрать кубик Рубика.

История создания кубика Рубика

Изначально кубик Рубика не был игрушкой. Эрне Рубик преподавал промышленный дизайн и архитектуру и создал данный куб в качестве учебного пособия, с помощью которого хотел наглядно пояснить студентам основы математической теории групп. Однако кубик так понравился молодежи, что постепенно стал игрушкой.

Первый выпуск кубиков состоялся в конце 1977-го года. Производителем кубика стал небольшой будапештский , а выпуск кубика приурочили к Рождеству 1978-го года.

Однако широкую известность и популярность головоломка получила лишь после того, как ею заинтересовался некто Тибор Лакзи. Он был компьютерным предпринимателем и увлекался математикой. Он занялся продвижением игрушки вместе с Томом Кремером - изобретателем игр и основателем компании Seven Towns Ltd.

После этого наступил пик популярности кубика Рубика, пришедшийся на 1980-й год. В СССР игрушка появилась в 1981-м году. В журналах печатались целые статьи, посвященные методикам сбора замысловатого кубика.

А в 1982-м году в Венгрии прошел первый чемпионат мира по собиранию Кубика Рубика. В нем приняли участие представители 19 стран. Участникам состязания необходимо было собрать кубик не более чем за одну минуту. Лучшее время сборки составило 22,95 секунды. На сегодняшний день рекорд составляет 8 секунд.

После 1983-го года интерес к игрушке стал постепенно спадать, и второе дыхание она получила лишь в 90-е годы. Это объясняется появлением персональных компьютеров и созданием для них игры-симулятора кубика Рубика.

Эта головоломка стала игрушкой на все времена. В 1980-м она получила венгерский национальный приз за лучшее изобретение и выиграла конкурс на лучшую игрушку в США, Великобритании, Франции и Германии. В 1981 году кубик разместили в галерее Нью-Йоркского музея современного искусства.